Радикальная бесчувственность: медлительность как форма управления видимым в сериале Н. В. Рефна «Слишком стар, чтобы умерерть молодым»
Алина Романовна Мартыненко
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Медлительность, медленное кино, стриминговое кино,
нарративные структуры, чувствительность.
Тезисы
Имя Николаса Виндинга Рефна ассоциируется с холодным
и «церебральным» типом кинематографа, выхолощенным и минималистичным стилем,
просчитанными до миллиметра мизансценами. В 2019 г., ступив на территорию
стримингового кино, режиссер выпустил свой первый
мини-сериал «Слишком стар, чтобы умереть молодым», в котором отразились
важнейшие тенденции прошедшего десятилетия. Сериал стал примером
«промежуточного» текста, балансирующего между кино, современным искусством и
телевидением, повествовательным и ненарративным, жанровым и авторским типами
кино.
Обращение к повествовательным и визуальным стратегиям медлительности позволило режиссеру еще больше радикализировать присущий ему стиль. Заимствуя приемы и традиции «медленного кино» с его бесконечно длинными планами, немногословными персонажами, изощренным вниманием к повседневности (здесь — «вскрытой» насилием и патологической жаждой мести), Рефн экспериментирует с телевизионной формой, продолжая линию, начатую Дэвидом Линчем.
В сериале «Слишком стар, чтобы умереть молодым» замедление и временное растяжение используются, чтобы проявить тенденции к насилию внутри современного общества, завороженного культом смерти. Апеллируя к «классическому» американскому нуару, одержимому теми же мотивами, Рефн радикально переопределяет его жанровые формы и одновременно усиливает онейрический эффект, свойственный реальности нуаровских картин.
Работа камеры обнажает машинность зрения, контролирует и строго определяет не только границы видимого, но и чувственно воспринимаемого зрителем. Обращение к стратегиям медлительности позволяет режиссеру эстетически преобразовать реальный мир, актуализировать проблему утраты чувствительности и радикально поставить вопрос, каким образом ее ощущает зритель?
Обращение к повествовательным и визуальным стратегиям медлительности позволило режиссеру еще больше радикализировать присущий ему стиль. Заимствуя приемы и традиции «медленного кино» с его бесконечно длинными планами, немногословными персонажами, изощренным вниманием к повседневности (здесь — «вскрытой» насилием и патологической жаждой мести), Рефн экспериментирует с телевизионной формой, продолжая линию, начатую Дэвидом Линчем.
В сериале «Слишком стар, чтобы умереть молодым» замедление и временное растяжение используются, чтобы проявить тенденции к насилию внутри современного общества, завороженного культом смерти. Апеллируя к «классическому» американскому нуару, одержимому теми же мотивами, Рефн радикально переопределяет его жанровые формы и одновременно усиливает онейрический эффект, свойственный реальности нуаровских картин.
Работа камеры обнажает машинность зрения, контролирует и строго определяет не только границы видимого, но и чувственно воспринимаемого зрителем. Обращение к стратегиям медлительности позволяет режиссеру эстетически преобразовать реальный мир, актуализировать проблему утраты чувствительности и радикально поставить вопрос, каким образом ее ощущает зритель?