49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

К вопросу об инструментах оценки медиативной компетенции будущих учителей иностранного языка

Юлия Николаевна Глухова
Докладчик
доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Ключевые слова, аннотация

Медиация, дескрипторы и оценочные шкалы, компетентностный и деятельностный подходы.

Тезисы

С конца прошлого века наряду с национальной моделью языкового образования для оценки языковой компетенции стал использоваться Европейский языковой портфель, представляющий собой в своей последней версии модель многоуровневого поликультурного языкового образования. С течением времени, исходя не только из коммуникативных, но и социокультурных потребностей  современных обучающихся, живущих в эпоху глобализации и усиления роли межкультурного общения, в разных редакциях документа происходило переосмысление содержания целого ряда методических понятий. Как известно, понятие «вид речевой деятельности» относится к одним из ведущих в лингводидактике и, традиционно, вопросы обучения разным видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению и письменной деятельности) до сих пор являются актуальными для исследований в области методики преподавания иностранных языков. Так, в версии Европейского языкового портфеля, вышедшей в 2016 г., вводится понятие «коммуникативных видов деятельности» («modes of communication»), которое включает в себя помимо рецепции, продукции, интеракции также и медиацию. Безусловно, нельзя отождествлять термины «коммуникативный вид деятельности» и «вид речевой деятельности», поскольку в центре внимания последнего находятся преимущественно вербальные средства разных видов речевой деятельности как объекта обучения, а термин «вид коммуникативной деятельности» указывает на необходимость обучения как вербальным, так и невербальным средствам иноязычного общения. Рассмотрим, какое место занимает «медиация» в вузовском образовательном пространстве при подготовке студентов будущих учителей иностранного языка к профессионально-профильной межкультурной коммуникации, и, каковы инструменты ее оценки.