К вопросу об инструментах оценки медиативной компетенции будущих учителей иностранного языка
Юлия Николаевна Глухова
Докладчик
доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Ключевые слова, аннотация
Медиация, дескрипторы и оценочные шкалы,
компетентностный и деятельностный подходы.
Тезисы
С конца прошлого века наряду с национальной
моделью языкового образования для оценки языковой компетенции стал
использоваться
Европейский языковой портфель,
представляющий собой в своей последней версии модель многоуровневого
поликультурного языкового образования. С течением времени, исходя не только из
коммуникативных, но и социокультурных
потребностей современных обучающихся,
живущих в эпоху глобализации и усиления роли межкультурного общения, в разных редакциях документа происходило
переосмысление содержания целого ряда методических понятий. Как известно,
понятие «вид речевой деятельности»
относится к одним из ведущих в лингводидактике и, традиционно, вопросы обучения
разным видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению и письменной
деятельности) до сих пор являются
актуальными для исследований в области методики преподавания иностранных языков. Так, в версии Европейского языкового портфеля, вышедшей в 2016 г., вводится
понятие «коммуникативных видов деятельности» («modes of communication»), которое включает в себя помимо рецепции,
продукции, интеракции также и медиацию. Безусловно, нельзя отождествлять
термины «коммуникативный вид деятельности» и «вид речевой деятельности», поскольку
в центре внимания последнего находятся преимущественно вербальные средства
разных видов речевой деятельности как объекта обучения, а термин «вид
коммуникативной деятельности» указывает на необходимость обучения как
вербальным, так и невербальным средствам иноязычного общения. Рассмотрим, какое
место занимает «медиация» в вузовском образовательном пространстве при
подготовке студентов будущих учителей иностранного языка к
профессионально-профильной межкультурной коммуникации, и, каковы инструменты ее
оценки.