49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Понятие «восхищение» в языке М. В. Ломоносова и его церковнославянские истоки

Миляуша Габдрауфовна Шарихина
Докладчик
научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН

Ключевые слова, аннотация

Поэтический восторг, восхищение, язык М. В. Ломоносова, церковнославянская агиография, житийная топика.

Тезисы

В языке М. В. Ломоносова слова, входящие в лексико-семантическое поле «восхищение» (восхититься, восхищение, восторг, вознестись, парить), обнаруживают последовательную семантическую связь с их употреблением в церковнославянском языке. В этом отношении весьма ярким и показательным является материал житийной литературы (в своем исследовании мы обратились к произведениям, входящим в состав «Книги житий святых» Димитрия Ростовского). Жизнеописания святых, чаще всего монахов-отшельников (Антония Великого, Макария Египетского, Пахомия Великого, Иеронима Стридонского и др.), содержат описания состояния мистического экстаза, в котором святым нередко открываются пророческие видения. Вместе с тем разнообразие конкретно-исторического содержания таких описаний ограничивается рамками жанрового канона, что обеспечивается единством структуры художественного образа (молитвенный подвиг, озарение, вознесение на небеса, чудесные видения), а на языковом уровне — лексической и стилистической устойчивостью. В данном случае обращает на себя внимание употребительность слова восхищение и той же лексики в рамках лексико-семантического поля «восхищение», которая была отмечена в языке М. В. Ломоносова. Помимо этого, общей для сопоставляемых слов является и семантика. Влияние церковнославянского узуса прослеживается также в употреблении устойчивых сочетаний.
Между тем заимствованный характер лексики в языке Ломоносова отнюдь не исключает ее глубокого семантико-стилистического усвоения. Слова, входящие в лексико-семантическое поле «восхищение», являются в поэтическом языке М. В. Ломоносова маркированными элементами, отсылающими к категории поэтического восторга. В связи с этим они утрачивают коннотативные семы, связанные с церковно-религиозной практикой, и получают новые смысловые оттенки.