Понятие «восхищение» в языке М. В. Ломоносова и его церковнославянские истоки
Миляуша Габдрауфовна Шарихина
Докладчик
научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН
Институт лингвистических исследований РАН
Ключевые слова, аннотация
Поэтический восторг, восхищение, язык М. В. Ломоносова, церковнославянская агиография, житийная топика.
Тезисы
В языке
М. В. Ломоносова слова, входящие в лексико-семантическое поле «восхищение»
(восхититься, восхищение, восторг, вознестись, парить), обнаруживают последовательную семантическую связь с их употреблением
в церковнославянском языке. В этом отношении весьма ярким и показательным
является материал житийной литературы (в своем исследовании мы обратились к
произведениям, входящим в состав «Книги житий святых» Димитрия Ростовского). Жизнеописания
святых, чаще всего монахов-отшельников (Антония Великого, Макария Египетского, Пахомия
Великого, Иеронима Стридонского и др.), содержат описания состояния
мистического экстаза, в котором святым нередко открываются пророческие видения.
Вместе с тем разнообразие конкретно-исторического содержания таких описаний ограничивается
рамками жанрового канона, что обеспечивается единством структуры
художественного образа (молитвенный подвиг, озарение, вознесение на небеса,
чудесные видения), а на языковом уровне — лексической и стилистической
устойчивостью. В данном случае обращает на себя внимание употребительность
слова восхищение и той же лексики в
рамках лексико-семантического поля «восхищение», которая была отмечена в языке
М. В. Ломоносова. Помимо этого, общей для сопоставляемых слов
является и семантика. Влияние церковнославянского узуса прослеживается также в
употреблении устойчивых сочетаний.
Между тем заимствованный характер лексики в
языке Ломоносова
отнюдь не исключает ее глубокого семантико-стилистического усвоения. Слова,
входящие в лексико-семантическое поле «восхищение», являются в поэтическом языке М. В. Ломоносова
маркированными элементами, отсылающими к категории поэтического восторга. В
связи с этим они утрачивают коннотативные семы, связанные с
церковно-религиозной практикой, и получают новые смысловые оттенки.