49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Эмпирическое исследование взаимосвязи иноязыковой и личностной тревожности в контексте учебного билингвизма

Юлия Сергеевна Андрюшкина
Докладчик
аспирант
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского

Ключевые слова, аннотация

Иноязыковая тревожность, изучение языка, личностная тревожность, ситуативная тревожность, опрос.

Тезисы

В данной статье была предпринята попытка систематизировать теоретические знания по вопросу возникновения иноязыковой тревожности (second/foreign language anxiety). Была поставлена задача прояснить специфику и причины возникновения данного явления. Для диагностики личностной и иноязыковой тревожности и их возможной связи было проведено исследование с применением вопросника Ч. Д. Спилбергера (в переводе Ю. Л. Ханина), теста FLCAS (Horwitz E.K., Horwitz M.B., Cope J.) и вопросника с макро- и микросоциологическими данными (пол, курс обучения, гражданство, уровень владения языком). Основными методами исследования являлись анкетирование и шкалирование. Шкалирование включалось в анкетирование. Анкетирование проходило в очной форме по индивидуальной карточке-анкете. В эксперименте принял участие 51 студент 1–3 курсов факультета иностранных языков Брянского госуниверситета. Результаты анкетирования подверглись статистическому анализу с использованием описательных статистик как общей выборки, так и различных подвыборок из нее в разрезе соответствующих характеристик респондентов. В результате эксперимента был сделан вывод, что понятия личностной и иноязыковой тревожности не тождественны, так как они по-разному проявляются в разрезе гендерной и возрастной характеристик. Проведённое исследование показало, что понятие иноязыковой тревожности (foreign language anxiety) не ограничивается лишь психологическим или лингвистическим контекстом, оно должно рассматриваться в комплексе психолого-педагогических, лингвистических и психолингвистических факторов.