49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Эстетика советского импрессионизма в англоязычном искусствоведческом дискурсе

Татьяна Ивановна Петухова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Советский импрессионизм, англоязычный искусствоведческий дискурс, доминантные ценностные концепты, ценностная картина мира, эстетическая оценка.

Тезисы

Лингвокогнитивный анализ англоязычных искусствоведческих текстов позволяет выявить, какие ценностные концепты  художественной картины мира художников, представителей советского импрессионизма, являются доминантными с точки зрения англоязычного интерпретатора, определить их содержательную сущность, предпосылки их формирования с учетом социокультурных и исторических факторов. Лексические единицы, которые объективируют эстетическую оценку произведений русских художников второй половины XX в., а также языковые средства репрезентации эмоционального содержания этих произведений могут служить языковыми маркерами оценки значимости произведений русской живописи в языке интерпретатора, представителя другой культуры. Являясь создателями уникального направления в русском изобразительном искусстве, советские художники этого периода воплотили в своих произведениях образы простого труженика, красоту повседневной жизни, идею народного духа. Анализ англоязычного искусствоведческого дискурса позволяет идентифицировать параметры взаимодействия ценностных картин мира представителей русской и зарубежной культур. Оптимизм, вера в будущее, необыкновенная духовность оказываются ключевыми факторами, определяющими признание творчества русских художников, представителей советского импрессионизма, англоязычными экспертами, которые отмечают, с одной стороны, национальную специфику их произведений, а, с другой — их глубокий потенциал, определяемый способностью транслировать общечеловеческие ценности.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно проекта № 20-012-00276.