49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Тема Востока в произведениях Л. Н. Гумилева и Н. С. Гумилева: сравнительный анализ историософских идей

Марал Сури
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Н. С. Гумилев, Л. Н. Гумилев, тема Востока, историософские идеи, евразийство, пассионарность, персидские поэты.

Тезисы

Доклад посвящен рассмотрению темы Востока в произведениях Л. Н. Гумилева (1912–1992) и Н. С. Гумилева (1886–1921) и сравнительному анализу их историософских идей. Актуальность темы заключается в том, что сравнительный анализ творчества поэтов в данном аспекте не предпринимался. Мы обращаемся к теме на основе понимания общности культурфилософской и историософской проблематики Л. Гумилева и Н. Гумилева. Методом исследования является сравнительный и культурно-исторический. Кроме того, мы используем некоторые важные понятия научной теории Л. Гумилева, такие, как пассионарность, этногенез, биосфера, евразийство и др. Анализируются произведения на темы культуры Востока двух поэтов и переводы с персидского Л. Гумилева. Показывается, что их привлекала история, религия и культура Древнего Востока, идеи ислама и Корана. У Н. Гумилева был интерес к суфизму в восточной религии. Анализируется влияние Хафиза и Фирдоуси на Н. Гумилева и Л. Гумилева. Если поэзия Н. Гумилева основана на традициях лирики Востока, то поэзия Л. Гумилева близка эпическому наследию и прежде всего поэме «Шахнаме» Фирдоуси. Л. Гумилев выступает как ученый, который обогащает историософские идеи своего сына и развивает их на основе научных концепций. Л. Гумилев и Н. Гумилев писали о временной победе хаоса и тьмы над вселенной и светом. Для них Восток — это вечная и жизнеспособная форма культуры. Н. Гумилев обращается к «Востоку» как к инструменту создания земного, материального мира, воплощая основы теории универсализма Серебряного века, для него Восток был ориентальной темой с вектором в сторону академизма. Л. Гумилевым культура понимается с точки зрения его научных экспериментальных теорий как продукт истории природы, этногенеза, пассионарности и евразийства.