Тема Востока в произведениях Л. Н. Гумилева и Н. С. Гумилева: сравнительный анализ историософских идей
Марал Сури
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Н. С.
Гумилев, Л. Н. Гумилев, тема Востока, историософские идеи, евразийство, пассионарность,
персидские поэты.
Тезисы
Доклад
посвящен рассмотрению темы Востока в произведениях Л. Н. Гумилева (1912–1992)
и Н. С. Гумилева (1886–1921) и
сравнительному анализу их историософских идей. Актуальность темы заключается в
том, что сравнительный анализ творчества поэтов в данном аспекте не
предпринимался. Мы обращаемся к теме на основе понимания общности культурфилософской
и историософской проблематики Л. Гумилева и Н. Гумилева. Методом
исследования является сравнительный и культурно-исторический. Кроме того, мы
используем некоторые важные понятия
научной теории Л. Гумилева, такие, как пассионарность, этногенез,
биосфера, евразийство и др. Анализируются
произведения на темы культуры Востока двух поэтов и переводы с персидского Л. Гумилева.
Показывается, что их привлекала история, религия и культура Древнего Востока, идеи
ислама и Корана. У Н. Гумилева был
интерес к суфизму в восточной религии. Анализируется влияние Хафиза и Фирдоуси
на Н. Гумилева и Л. Гумилева. Если поэзия Н. Гумилева основана на традициях
лирики Востока, то поэзия Л. Гумилева близка эпическому наследию и прежде всего
поэме «Шахнаме» Фирдоуси. Л. Гумилев выступает как ученый, который обогащает
историософские идеи своего сына и развивает их на основе научных концепций. Л.
Гумилев и Н. Гумилев писали о временной победе хаоса и тьмы над вселенной и
светом. Для них Восток — это вечная и жизнеспособная форма культуры. Н. Гумилев
обращается к «Востоку» как к инструменту создания земного, материального мира, воплощая
основы теории универсализма Серебряного века, для него Восток был ориентальной
темой с вектором в сторону академизма. Л. Гумилевым культура понимается с точки
зрения его научных экспериментальных теорий как продукт истории природы, этногенеза,
пассионарности и евразийства.