49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Поэзия как пространство когнитивных исследований: Чеслав Милош и Говард Немеров

Елена Евгеньевна Бразговская
Докладчик
профессор
Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербург

Ключевые слова, аннотация

«Художественная» когнитивистика, вербализация чувственных данных, концептуализация, когнитивная пространственная карта, Чеслав Милош, Говард Немеров.

Тезисы

Понятийный ландшафт этой работы определяется дискурсом когнитивно-семиотических исследований. Материал анализа — художественные опыты мышления о мышлении (scientific thinking into poetry), представленные в поэтических текстах Чеслава Милоша Dom filozofa (1991) и Говарда Немерова The Painter Dreaming in the Scholars House (1977). Оба текста близки по названиям (поэт в доме философа, художник в доме ученого) и стилистике (близость к эссе). Их сюжет-нарратив представлен серией вопросов, определяющих поле современных когнитивных исследований: концептуальная категоризация мира (To see how the chaos of experience Answers to catalogue and category), ментальный образ реальности по типу когнитивной карты-обозрения, репрезентация пространства с использованием образно-схематических моделей, мультимодального кодирования информации, необходимость вербализации результатов визуальных и др. эмпирических данных (rzeczy ukazują się za pośrednictwom słów), познание мира через телесные образы (It's a bodily feeling, not an abstraction).
В докладе рассматриваются возможности «анализа» этих вопросов в рамках художественного дискурса. Одно из положений касается того, что оба поэта предвосхищают еще не оформившуюся к тому времени концепцию «расширенного» и телесно-воплощенного сознания» (spread mind, embodied mind).
Как и наука, поэзия — это исследовательский дискурс, где воображение не просто сопровождает интеллект, но помогает рождению, оформлению и визуализации научных концепций.