Поэзия как пространство когнитивных исследований: Чеслав Милош и Говард Немеров
Елена Евгеньевна Бразговская
Докладчик
профессор
Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербург
Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербург
Ключевые слова, аннотация
«Художественная»
когнитивистика, вербализация чувственных данных, концептуализация, когнитивная
пространственная карта, Чеслав Милош, Говард Немеров.
Тезисы
Понятийный
ландшафт
этой работы определяется дискурсом когнитивно-семиотических исследований. Материал
анализа — художественные опыты мышления о мышлении (scientific thinking into poetry), представленные
в поэтических текстах Чеслава Милоша Dom filozofa (1991) и Говарда
Немерова The Painter Dreaming in the Scholar’s House (1977). Оба текста близки
по названиям (поэт в доме философа, художник в доме ученого) и стилистике
(близость к эссе). Их сюжет-нарратив представлен серией вопросов, определяющих
поле современных когнитивных исследований: концептуальная категоризация мира (To see how the chaos of experience Answers to catalogue and category), ментальный
образ реальности по типу когнитивной карты-обозрения, репрезентация
пространства с использованием образно-схематических моделей, мультимодального
кодирования информации, необходимость вербализации результатов визуальных и др.
эмпирических данных (rzeczy ukazują się za pośrednictwom słów), познание мира через телесные образы (It's a bodily feeling,
not an abstraction).
В докладе рассматриваются возможности
«анализа» этих вопросов в рамках художественного дискурса. Одно из положений
касается того, что оба поэта предвосхищают еще не оформившуюся к тому времени
концепцию «расширенного» и телесно-воплощенного сознания» (spread mind, embodied mind).
Как и наука, поэзия — это
исследовательский дискурс, где воображение не просто сопровождает интеллект, но
помогает рождению, оформлению и визуализации научных концепций.