Реконструкция субъекта в современной литературе: конец постмодернистских практик упразднения личности (на материале романа Ханьи Янагихары «Маленькая жизнь»)
Денис Владимирович Адлерберг
Докладчик
аспирант
Институт мировой литературы РАН
Институт мировой литературы РАН
Ключевые слова, аннотация
Постмодернизм, метамодернизм, субъект, интермедиальность.
Тезисы
В ризоматическом пространстве современной культуры, где умер автор, а существование внетекстовой референциальности подвержено сомнению, с приходом 2000-х возникает ряд любопытных феноменов, в рамках которых разрушается традиционное для постмодерна понятие игры знаков, в рамках которой о субъекте не может быть и речи. Игрой знаков является в рамках постмодернисткой логики является любой художественный текст: знаки отсылают друг к другу, но так и не приводят к реальности, а значит, человека и его чувств в такой логике просто нет. Игра должна быть абсолютно свободной. Таковой она является в традиционно признаваемых образцами постмодернистской литературы романах, таких, как «Имя розы», «Если однажды зимней ночью путник». Однако в дискурсе современного романа взгляд оказывается снова обращен к человеку, человеку, прожившему некоторый опыт, имеющему идентичность и субъективность. Таким является центральный персонаж романа Х. Янагихары «Маленькая жизнь» Джуд, чья история начиная с раннего детства и до самой смерти представлена в тексте. Янагихара использует целый ряд приемов: экфрасис, кинематографический модус повествования, специфический монтаж эпизодов — все это позволяет читателям сопереживать герою, ощущать его живым и чувствующим, а также отсылает к их собственному запечатленному опыту, посредством психологических триггеров, доступных во многом благодаря специфически воссозданий реалистичности внутренней жизни героя, интенсивной и сложной. Тем самым, благодаря такому вниманию к субъекту, запечатленному с чувствами и феноменологическим опытом, что было невозможно для постмодернисткого персонажа, формируется новый тип литературы, использующий весь арсенал постмодерниттких приемов с технической точки зрения, но остающийся чувствительным к субъекту, персонажу, человеку.