49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Когнитивный статус изображения в медийной речи: от информативности к образности

Владимир Иванович Коньков
Докладчик
сотрудник
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Изображение, образ, медиаречь, репортаж, очерк.

Тезисы

Под изображением в работе понимается наглядное представление о том или ином объекте, фрагменте реального мира, созданное с помощью вербальной или невербальной знаковых систем. Основное изобразительное средство в естественном языке — слова с предметным значением (идентифицирующая лексика). В информационных жанрах изобразительные речевые формы (описание, повествование) широко распространены в репортаже, существенно в меньшей степени — в заметке. Наиболее распространены и развиты изобразительные речевые формы в жанрах художественной публицистики. В информационных жанрах изображение создается с информационной целью. Такие тексты в своем существовании привязаны к определённым координатам социального пространства-времени (обычно это время опубликования материала), являются частью общей практической деятельности человека. Очерк в момент его опубликования имеет два коммуникативных статуса. С одной стороны, он воспринимаются как актуальный информационный материал, привязанный к таким координатам социального пространства-времени, как здесь и сейчас. С другой стороны, перед нами аналитический текст, где развитое изображение объекта анализа получает статус образа. С течением времени очерк теряет свою актуальную информативность, связи с первоначальными здесь и сейчас постепенно сходят на нет. Однако когнитивный потенциал образа при этом не исчезает. Очерк начинает восприниматься как текст имеющий свой виртуальный мир, описываемый уже не в рамках координат социального пространства-времени, а в аспекте категории хронотопа, когда организация пространственно-временного континуума определяется не физическими законами, а принципами построения художественного текста.