Когнитивный статус изображения в медийной речи: от информативности к образности
Владимир Иванович Коньков
Докладчик
сотрудник
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Изображение,
образ, медиаречь, репортаж, очерк.
Тезисы
Под
изображением в работе понимается наглядное представление о том или ином
объекте, фрагменте реального мира, созданное с помощью вербальной или
невербальной знаковых систем. Основное изобразительное средство в естественном
языке — слова с предметным значением (идентифицирующая лексика). В
информационных жанрах изобразительные речевые формы (описание, повествование)
широко распространены в репортаже, существенно в меньшей степени — в заметке.
Наиболее распространены и развиты изобразительные речевые формы в жанрах
художественной публицистики. В информационных жанрах изображение создается с
информационной целью. Такие тексты в своем существовании привязаны к определённым
координатам социального пространства-времени (обычно это время опубликования
материала), являются частью общей практической деятельности человека.
Очерк в
момент его опубликования имеет два коммуникативных статуса. С одной стороны, он
воспринимаются как актуальный информационный материал, привязанный к таким
координатам социального пространства-времени, как здесь и сейчас. С другой
стороны, перед нами аналитический текст, где развитое изображение объекта
анализа получает статус образа.
С течением времени очерк теряет свою актуальную
информативность, связи с первоначальными здесь
и сейчас постепенно сходят на нет.
Однако когнитивный потенциал образа при этом не исчезает. Очерк начинает
восприниматься как текст имеющий свой виртуальный мир, описываемый уже не в
рамках координат социального пространства-времени, а в аспекте категории
хронотопа, когда организация пространственно-временного континуума определяется
не физическими законами, а принципами построения художественного текста.