Век живи, век учись … тому, как следует жить (неувядающая идея о пользе ученья в русской и китайской паремике)
Вэйцзя Чэнь
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Пословица, ученье, польза, вред, русский и китайский языки.
Тезисы
Учиться, постигать, узнавать — эти и многие другие языковые
единицы номинируют действия, связанные с получением информации, которые могут
иметь позитивный или негативный результат. Жизненно важная для человека деятельность
— учеба, обучение —
запечатлена в устойчивых единицах любого языка, выражающих различное отношение
к ним говорящих, которое может быть рассмотрено в координатах пользы и вреда.
Это позволяет выстроить ряд взаимозависимостей. Так, успешные или
неутешительные результаты обучения могут определяться возрастом (Молодому учиться рано, старому поздно; Не учили поперек
лавочки, а во всю вытянулся — не научишь) обучаемого, уровнем/объемом его
предшествующего жизненного опыта (Учёного
учить — только портить; За одного битого
двух набитых дают; Не учи хромого ковылять!), природной смекалкой/умом (Дурака учить, что
мертвого лечить; Наука учит только умного), семейным положением (Женатому учиться — времечко ушло), желанием учиться (Меха не надуть, а
раба не научить; Была бы охота, а выучиться можно), способом воздействия при учении (Не побивши, не выучишь; Побои не мед — коня учат) и т. д. Анализ русских пословиц на фоне
китайских оборотов позволяет отметить
особенности видения фрагмента языковой картины мира носителями разных культур и
выявить универсальные идеи (о необходимости приложения немалых усилий для
получения результата ученья; о соблюдении во время ученья принципа постепенности;
о необходимости ученья в течение всей жизни и др.) и этномаркированные. Ср.
кит. пословичную мысль о том, что «тому, кто не учится, уготована неинтересная
(грязная) работа», и русскую идею «повторения как залога успешного обучения».
При этом обнаруживаются частотные
пословицы, нередко обретающие новые варианты, и паремии, таким модификациям
не подверженные.