Предтечи кинематографа: смена визуальных планов и ракурсов в произведениях русских писателей первой половины XIX в.
Михаил Яковлевич Вайскопф
Докладчик
профессор
Boston College
Boston College
Ключевые слова, аннотация
Визуальный план, ракурс, Пушкин, Гоголь, Фет, Лев Толстой.
Тезисы
Заявленная тема трактуется с учетом жанровой специфики рассматриваемых текстов, а равно того влияния, которое оказывали на них визуальные мотивы предшествующей литературной традиции (такие, как волшебный фонарь в описании Г. Р. Державина, батальные сцены и пр.). Переменчивая визуальная динамика в сочинениях Пушкина, Гоголя, Фета и раннего Толстого поставлена в связь и с новыми тогда литературными направлениями соответствующего периода. Сюда относятся, в частности, сентиментальный натурализм, романтические пейзажи (ракурс и геометрические особенности самого объекта), физиологический очерк, психологический роман, роман воспитания. Принимается во внимание, разумеется, и эволюция современной портретной и пейзажной живописи, непосредственно или опосредованно отозвавшаяся в литературе. Все вместе дает основание говорить порой о некоем протокино в произведениях русских классиков. С другой стороны, выдвигается предположение о том, что те или иные, в том числе авангардистские памятники советского кинематографа в немалой степени опираются именно на отработанные литературные приемы визуальной подачи сюжетных ситуаций либо образов.