XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Предтечи кинематографа: смена визуальных планов и ракурсов в произведениях русских писателей первой половины XIX в.

Михаил Яковлевич Вайскопф
Докладчик
профессор
Boston College

Ключевые слова, аннотация

Визуальный план, ракурс, Пушкин, Гоголь, Фет, Лев Толстой.

Тезисы

Заявленная тема трактуется с учетом жанровой специфики рассматриваемых текстов, а равно того влияния, которое оказывали на них визуальные мотивы предшествующей литературной традиции (такие, как волшебный фонарь в описании Г. Р. Державина, батальные сцены и пр.). Переменчивая визуальная динамика в сочинениях Пушкина, Гоголя, Фета и раннего Толстого поставлена в связь и с новыми тогда литературными направлениями соответствующего периода. Сюда относятся, в частности, сентиментальный натурализм, романтические пейзажи (ракурс и геометрические особенности самого объекта), физиологический очерк, психологический роман, роман воспитания. Принимается во внимание, разумеется, и эволюция современной портретной и пейзажной живописи, непосредственно или опосредованно отозвавшаяся в литературе. Все вместе дает основание говорить порой о некоем протокино в произведениях русских классиков. С другой стороны, выдвигается предположение о том, что те или иные, в том числе авангардистские памятники советского кинематографа в немалой степени опираются именно на отработанные литературные приемы визуальной подачи сюжетных ситуаций либо образов.