Рукописная традиция Жития Исайи Ростовского: новые данные
Александра Владимировна Духанина
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт российской истории РАН
Институт российской истории РАН
Ключевые слова, аннотация
Источниковедение, агиография, текстология, Житие
Исайи Ростовского, Кирилло-Белозерский монастырь, Пролог.
Тезисы
Рукописная традиция Жития Исайи Ростовского,
будучи важным источником для изучения истории почитания святителя, исследуется
с XIX в., однако и по сей день остается недостаточно
хорошо разработанной. На данный момент в науке известны широко распространенная
в русской книжности пространная редакция Жития, старший список которой
датируется 80-ми гг. XV в., и две производные от нее краткие редакции,
представленные единичными списками XVI–XVII вв. Известны также 2 варианта проложной редакции,
исследованной слабо и предположительно составленной не ранее конца XVI в. Старший список Жития 70-х гг. XV в. текстологически не охарактеризован. Обращение к
выявленным редакциям и вариантам текста Жития позволило уточнить их взаимосвязи
и существенно скорректировать сделанные к настоящему времени выводы.
Выяснилось, что текст пространной редакции с датами и летописными вставками не
первичен: более близок к исходному тексту Жития его старший список, не имеющий
этих дат и вставок. Оказалось, что эту неизвестную ранее редакцию отражают 3
списка, бытовавшие в Кирилло-Белозерском монастыре и составляющие местную
рукописную традицию Жития. Исследование известных вариантов проложной редакции Жития
показало, что следует говорить о 2 разных проложных редакциях, возникших не
позднее середины XVI в. одна из которых вошла в состав стишного Пролога,
вторая — в состав Макарьевского варианта Пространной редакции Пролога, откуда
перешла в первое издание мартовского тома печатного Пролога 1643 г. Выявлен
также список третьей проложной редакции 60-х гг. XVI в. Таким образом, можно говорить об активной работе
по составлению новых кратких и проложных редакций Жития Исайи Ростовского во
второй половине XVI в., в связи с деятельностью по унификации почитания русских
святых при митрополите Макарии.