Транзитное пространство в драматургии фильма
Наталья Евгеньевна Мариевская
Докладчик
профессор
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Ключевые слова, аннотация
Насилие, транзитное пространство, художественное пространство, структура.
Тезисы
В докладе исследован концепт «транзитное пространство». Это особая область, в которой пребывает персонаж, перед тем как попасть в желанное для него качественное новое пространство, то есть отличное от того, в котором он находится сейчас, и от того, в котором он пребывал раньше.
Транзитное пространство никогда не появляется в сюжете фильма случайно. Его возникновение всегда является подготовкой сильной перипетии, по-новому и в новом ракурсе открывающей персонаж и ценности истории.
Наибольший интерес вызывают случаи, когда в транзитном пространстве развертывается кульминационная сцена, например, как в фильме «Пятая печать» (1976) венгерского режиссера Золтана Фабри, где находящиеся под арестом герои фильма оказываются перед сложным выбором — спасти или нет свою жизнь ценой насилия над другим человеком.
В докладе исследуется структура транзитного пространства. Особое внимание уделено особому типу насилия, которое осуществляется в этом пространстве. Изучены различные способы репрезентации транзитного пространства в кинематографе.