XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Транзитное пространство в драматургии фильма

Наталья Евгеньевна Мариевская
Докладчик
профессор
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

Ключевые слова, аннотация

Насилие, транзитное пространство, художественное пространство, структура.

Тезисы

В докладе исследован концепт «транзитное пространство». Это особая область, в которой пребывает персонаж, перед тем как попасть в желанное для него качественное новое пространство, то есть отличное от того, в котором он находится сейчас, и от того, в котором он пребывал раньше. Транзитное пространство никогда не появляется в сюжете фильма случайно. Его возникновение всегда является подготовкой сильной перипетии, по-новому и в новом ракурсе открывающей персонаж и ценности истории. Наибольший интерес вызывают случаи, когда в транзитном пространстве развертывается кульминационная сцена, например, как в фильме «Пятая печать» (1976) венгерского режиссера Золтана Фабри, где находящиеся под арестом герои фильма оказываются перед сложным выбором — спасти или нет свою жизнь ценой насилия над другим человеком. В докладе исследуется структура транзитного пространства. Особое внимание уделено особому типу насилия, которое осуществляется в этом пространстве. Изучены различные способы репрезентации транзитного пространства в кинематографе.