49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Людмила Алексеевна Вербицкая и культура русской речи

Valeriy Mikhailovich Mokienko
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Людмила Алексеевна Вербицкая, Ленинградская фонологическая школа, фонетика, фонология, произносительные нормы, культура речи.

Тезисы

Людмила Алексеевна Вербицкая всю жизнь с гордостью подчеркивала свою верность ленинградской фонологической школе, где ее учителем был Л. Р. Зиндер, а единомышленницей, соавтором и другом — Л. В. Бондарко. Несмотря на масштабную государственную и общественную деятельность, ставшую ее гражданской судьбой, она до последних дней оставалась Филологом и Педагогом. Ее научное наследие — около 300 трудов концентрируется на проблемах фонетики, фонологии, общего языкознания и, конечно, — русистики. В этой области интересов Л. А. Вербицкой научный и учебно-методический, дидактический подход сплавлялись воедино благодаря нацеленности на самые злободневные проблемы культуры русской речи, произносительных норм литературного языка, его стилистики и семантики. Эти, казалось бы, чисто лингвистические проблемы в 90-е гг. прошлого века приобрели особую социальную заостренность, ибо динамические процессы это времени привели наряду с демократизацией общества и к расшатыванию литературной нормы, ее вульгаризации. Уровень речевой культуры снижался не только в обиходном общении, но и в новейшей русской литературе и средствах массовой информации, в публичных выступлениях представителей самых высших эшелонов власти. И Л. А. Вербицкая стала активным проповедником необходимости «говорить правильно», «как петербуржцы». Ее выступления в печати, на форумах МАПРЯЛ и университетских аудиториях способствовали повышению культуры слова. Серия же справочников «Давайте говорить правильно!», инициированная Л. А. Вербицкой и изданная в нашем университете, во многом стала ориентиром для всех, кто любит и ценит русский литературный язык. В докладе рассматриваются разные аспекты деятельности Л. А. Вербицкой, связанные с проблемами повышения культуры речи.