Людмила Алексеевна Вербицкая и культура русской речи
Валерий Михайлович Мокиенко
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Людмила Алексеевна Вербицкая, Ленинградская фонологическая школа,
фонетика, фонология, произносительные нормы, культура речи.
Тезисы
Людмила Алексеевна Вербицкая всю жизнь с гордостью
подчеркивала свою верность ленинградской фонологической школе, где ее учителем был Л. Р. Зиндер, а единомышленницей, соавтором и
другом — Л. В. Бондарко. Несмотря на
масштабную государственную и общественную деятельность, ставшую ее гражданской
судьбой, она до последних дней оставалась Филологом и Педагогом. Ее научное
наследие — около 300 трудов
концентрируется на проблемах фонетики, фонологии, общего языкознания и,
конечно, — русистики. В этой области интересов Л. А. Вербицкой научный и учебно-методический,
дидактический подход сплавлялись воедино благодаря нацеленности на самые
злободневные проблемы культуры русской речи, произносительных норм
литературного языка, его стилистики и семантики. Эти, казалось бы, чисто
лингвистические проблемы в 90-е гг. прошлого века приобрели особую социальную
заостренность, ибо динамические процессы это времени привели наряду с
демократизацией общества и к расшатыванию литературной нормы, ее вульгаризации.
Уровень речевой культуры снижался не только в обиходном общении, но и в
новейшей русской литературе и средствах массовой информации, в публичных
выступлениях представителей самых высших эшелонов власти. И Л. А. Вербицкая
стала активным проповедником необходимости «говорить правильно», «как
петербуржцы». Ее выступления в печати, на форумах МАПРЯЛ и университетских
аудиториях способствовали повышению культуры слова. Серия же справочников
«Давайте говорить правильно!», инициированная Л. А. Вербицкой и изданная в нашем
университете, во многом стала ориентиром для всех, кто любит и ценит русский
литературный язык. В докладе рассматриваются разные аспекты деятельности Л. А.
Вербицкой, связанные с проблемами повышения культуры речи.