Место внецикловых рассказов в лейтмотивной структуре прозы С. Д. Довлатова
Ксения Алексеевна Ражева
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
ауд. 188
2019-04-18
18:00 -
18:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе предпринимается попытка
объяснить природу повторов в прозе С. Д. Довлатова как воплощение принципа
лейтмотивного построения повествования. Особое внимание уделяется осмыслению
роли внецикловых рассказов в формировании ассоциативно-смыслового поля
довлатовского метатекста. Анализ лейтмотивной структуры прозы позволяет понять
своеобразие её поэтики, осмыслить философско-эстетические взгляды самого
писателя, а также проследить процесс его творческой эволюции.
Тезисы
Художественное наследие С. Д. Довлатова
неоднородно: его составляют крупные циклы, связанные с ними общим героем прозаические
сборники и написанные в разные периоды творчества отдельные рассказы, которые относят
к художественной периферии прозы писателя. Однако в этих рассказах появляются
сквозные микросюжеты или анекдоты, которые встраиваются в новых вариациях в
более крупные тексты Довлатова. Литературовед В. А. Куллэ сравнивает
возвращение к излюбленным образам с методом шлифовки в поэзии, а филолог А. А.
Воронцова-Маралина рассматривает повторы как один из приемов циклизации в
довлатовской прозе. Но повторяемость — это и ключевое свойство лейтмотива,
который обеспечивает семантическую связность внутренних блоков текста. Мотив
повторяется каждый раз в новом варианте в связях с другими элементами, обрастая
смысловыми ассоциациями и тематическими параллелями, — на этом основывается
подход Б. М. Гаспарова.
Рассказы Довлатова «Хочу быть сильным» и «Победители», вошедшие в сборник «Демарш энтузиастов» 1985 г., включают микроэпизоды, которые повторяются в ряде других текстов. Сквозные темы (тема непризнанного гения, абсурдности бытия, комплекса неполноценности, физической силы и духовной слабости) при таких повторах скрепляются в контексте с рядом других семантических ассоциаций, где мотивами могут стать не только структурно однотипные сюжеты, но и элементы иных уровней: диалогические конструкции, портретные детали, имена персонажей, цитаты и автоцитаты.
Изменение и варьирование микросюжетов происходит в процессе творческой эволюции писателя. В последнем рассказе Довлатова «Старый петух, запеченный в глине», где появляются автореминисценции из «Зоны», с эпического расстояния, заданного эмиграцией, сквозной для прозы писателя анекдот о ночном звонке осмысляется как элемент ностальгический и обладающий семиотической значимостью лишь в советском пространстве. В цикле «Наши» микросюжеты бытового характера, заимствованные из ранних рассказов писателя, приобретают эпохальное значение. Таким образом, повторение сюжетов из отдельных рассказов в крупных циклах не сводится к простой переработке, а предполагает переосмысление ситуации на глубинном уровне. Система отсылок и возвращений создает эффект обратной проекции, когда старые образы обрастают новыми смыслами.
В докладе рассматриваются ассоциативные связи и тематические соприкосновения рассказов Довлатова не только с крупными циклами, но и с его публицистикой и эпистолярием, где появляются схожие микросюжеты. Нехудожественный текст, в котором выражена мировоззренческая позиция автора, становится ключом к пониманию связей между другими его произведениями.
Рассказы Довлатова «Хочу быть сильным» и «Победители», вошедшие в сборник «Демарш энтузиастов» 1985 г., включают микроэпизоды, которые повторяются в ряде других текстов. Сквозные темы (тема непризнанного гения, абсурдности бытия, комплекса неполноценности, физической силы и духовной слабости) при таких повторах скрепляются в контексте с рядом других семантических ассоциаций, где мотивами могут стать не только структурно однотипные сюжеты, но и элементы иных уровней: диалогические конструкции, портретные детали, имена персонажей, цитаты и автоцитаты.
Изменение и варьирование микросюжетов происходит в процессе творческой эволюции писателя. В последнем рассказе Довлатова «Старый петух, запеченный в глине», где появляются автореминисценции из «Зоны», с эпического расстояния, заданного эмиграцией, сквозной для прозы писателя анекдот о ночном звонке осмысляется как элемент ностальгический и обладающий семиотической значимостью лишь в советском пространстве. В цикле «Наши» микросюжеты бытового характера, заимствованные из ранних рассказов писателя, приобретают эпохальное значение. Таким образом, повторение сюжетов из отдельных рассказов в крупных циклах не сводится к простой переработке, а предполагает переосмысление ситуации на глубинном уровне. Система отсылок и возвращений создает эффект обратной проекции, когда старые образы обрастают новыми смыслами.
В докладе рассматриваются ассоциативные связи и тематические соприкосновения рассказов Довлатова не только с крупными циклами, но и с его публицистикой и эпистолярием, где появляются схожие микросюжеты. Нехудожественный текст, в котором выражена мировоззренческая позиция автора, становится ключом к пониманию связей между другими его произведениями.