XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Место внецикловых рассказов в лейтмотивной структуре прозы С. Д. Довлатова

Ксения Алексеевна Ражева
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)

ауд. 188
2019-04-18
18:00 - 18:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе предпринимается попытка объяснить природу повторов в прозе С. Д. Довлатова как воплощение принципа лейтмотивного построения повествования. Особое внимание уделяется осмыслению роли внецикловых рассказов в формировании ассоциативно-смыслового поля довлатовского метатекста. Анализ лейтмотивной структуры прозы позволяет понять своеобразие её поэтики, осмыслить философско-эстетические взгляды самого писателя, а также проследить процесс его творческой эволюции.

Тезисы

Художественное наследие С. Д. Довлатова неоднородно: его составляют крупные циклы, связанные с ними общим героем прозаические сборники и написанные в разные периоды творчества отдельные рассказы, которые относят к художественной периферии прозы писателя. Однако в этих рассказах появляются сквозные микросюжеты или анекдоты, которые встраиваются в новых вариациях в более крупные тексты Довлатова. Литературовед В. А. Куллэ сравнивает возвращение к излюбленным образам с методом шлифовки в поэзии, а филолог А. А. Воронцова-Маралина рассматривает повторы как один из приемов циклизации в довлатовской прозе. Но повторяемость — это и ключевое свойство лейтмотива, который обеспечивает семантическую связность внутренних блоков текста. Мотив повторяется каждый раз в новом варианте в связях с другими элементами, обрастая смысловыми ассоциациями и тематическими параллелями, — на этом основывается подход Б. М. Гаспарова. 
Рассказы Довлатова «Хочу быть сильным» и «Победители», вошедшие в сборник «Демарш энтузиастов» 1985 г., включают микроэпизоды, которые повторяются в ряде других текстов. Сквозные темы (тема непризнанного гения, абсурдности бытия, комплекса неполноценности, физической силы и духовной слабости) при таких повторах скрепляются в контексте с рядом других семантических ассоциаций, где мотивами могут стать не только структурно однотипные сюжеты, но и элементы иных уровней: диалогические конструкции, портретные детали, имена персонажей, цитаты и автоцитаты. 
Изменение и варьирование микросюжетов происходит в процессе творческой эволюции писателя. В последнем рассказе Довлатова «Старый петух, запеченный в глине», где появляются автореминисценции из «Зоны», с эпического расстояния, заданного эмиграцией, сквозной для прозы писателя анекдот о ночном звонке осмысляется как элемент ностальгический и обладающий семиотической значимостью лишь в советском пространстве. В цикле «Наши» микросюжеты бытового характера, заимствованные из ранних рассказов писателя, приобретают эпохальное значение. Таким образом, повторение сюжетов из отдельных рассказов в крупных циклах не сводится к простой переработке, а предполагает переосмысление ситуации на глубинном уровне. Система отсылок и возвращений создает эффект обратной проекции, когда старые образы обрастают новыми смыслами. 
В докладе рассматриваются ассоциативные связи и тематические соприкосновения рассказов Довлатова не только с крупными циклами, но и с его публицистикой и эпистолярием, где появляются схожие микросюжеты. Нехудожественный текст, в котором выражена мировоззренческая позиция автора, становится ключом к пониманию связей между другими его произведениями.