XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Функции языковых приемов комического в дискурсе С. Д. Довлатова

Мария Константиновна Клименчук
Докладчик
студент 4 курса
Дальневосточный федеральный университет

ауд. 4-у
2019-04-16
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен языковым приемам создания комического в повести С. Д. Довлатова «Заповедник» и их функциям. Особое внимание уделяется приему смешения высокого и низкого, который способствует выявлению черт образа главного героя и подчеркивает темы высокого-низкого и подлинного-неподлинного, представленные в тексте.


Тезисы

Творчество С. Д. Довлатова содержит богатый материал для анализа языковых приемов репрезентации комического — одной из важных составляющих произведений писателя. Задачи исследования: составить классификацию языковых приемов комического в повести «Заповедник» и выявить их функции. В ходе исследования были выявлены следующие основные языковые приемы комического, использованные в повести «Заповедник». 
1. Смешение высокого и низкого (соединение высокой и низкой лексики; соединение высоких и низких понятий; употребление высокой лексики в бытовой ситуации; смешение высокой / низкой лексики и высоких / низких понятий). 
2. Использование прецедентных феноменов. 
3. Использование оценочных слов. 
4. Смешение лексико-семантических вариантов одной лексемы. 
5. Использование перифразов. 
Дальнейший анализ показал, что большинство приемов строится на противопоставлении высокого и низкого, что дает основание считать тему высокого-низкого одной из важнейших в повести. Эта тема является частью более широкой темы — подлинного-неподлинного, что находит свое отражение в сопоставлении образа А. С. Пушкина (высокое, подлинное) и жизни заповедника (низкое, неподлинное). Так, работники заповедника используют разговорные, просторечные слова, однако их высказывания приобретают преднамеренно возвышенную окраску, если речь идет о Пушкине. Выделенная тема подлинного-неподлинного помогает интерпретировать и образ главного героя произведения — выявить вопрос: подлинный он писатель или только мимикрирует под него? Раскрыть эту тему помогают особенности речевой характеристики героя.