Функции языковых приемов комического в дискурсе С. Д. Довлатова
Мария Константиновна Клименчук
Докладчик
студент 4 курса
Дальневосточный федеральный университет
Дальневосточный федеральный университет
ауд. 4-у
2019-04-16
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен языковым приемам создания комического в повести С. Д. Довлатова «Заповедник» и их функциям. Особое внимание уделяется приему смешения
высокого и низкого, который способствует выявлению черт образа главного
героя и подчеркивает темы высокого-низкого и подлинного-неподлинного, представленные в тексте.
Тезисы
Творчество С. Д. Довлатова содержит богатый материал для
анализа языковых приемов репрезентации комического — одной из важных
составляющих произведений писателя. Задачи исследования: составить
классификацию языковых приемов комического в повести «Заповедник» и выявить их
функции. В ходе исследования были выявлены следующие основные
языковые приемы комического, использованные в повести «Заповедник».
1. Смешение высокого и низкого (соединение высокой и низкой
лексики; соединение высоких и низких понятий; употребление высокой лексики в
бытовой ситуации; смешение высокой / низкой лексики и высоких / низких
понятий).
2. Использование прецедентных феноменов.
3. Использование оценочных слов.
4. Смешение лексико-семантических вариантов одной лексемы.
5. Использование перифразов.
Дальнейший анализ показал, что большинство приемов строится
на противопоставлении высокого и низкого, что дает основание считать тему
высокого-низкого одной из важнейших в повести. Эта тема является частью более
широкой темы — подлинного-неподлинного, что находит свое отражение в
сопоставлении образа А. С. Пушкина (высокое, подлинное) и жизни заповедника
(низкое, неподлинное). Так, работники заповедника используют разговорные,
просторечные слова, однако их высказывания приобретают преднамеренно возвышенную окраску,
если речь идет о Пушкине.
Выделенная тема подлинного-неподлинного помогает интерпретировать
и образ главного героя произведения — выявить вопрос: подлинный он писатель или
только мимикрирует под него? Раскрыть эту тему помогают особенности речевой
характеристики героя.