Функции языковых приемов комического в дискурсе С. Д. Довлатова
            Мария Константиновна Клименчук
        
        
        Докладчик
        
        
        студент 4 курса
Дальневосточный федеральный университет
    Дальневосточный федеральный университет
ауд. 4-у
2019-04-16
15:40 -
        16:00
    Ключевые слова, аннотация
    Доклад посвящен языковым приемам создания комического в повести С. Д. Довлатова «Заповедник» и их функциям. Особое внимание уделяется приему смешения
высокого и низкого, который способствует выявлению черт образа главного
героя и подчеркивает темы высокого-низкого и подлинного-неподлинного, представленные в тексте.
Тезисы
    Творчество С. Д. Довлатова содержит богатый материал для
анализа языковых приемов репрезентации комического — одной из важных
составляющих произведений писателя. Задачи исследования: составить
классификацию языковых приемов комического в повести «Заповедник» и выявить их
функции. В ходе исследования были выявлены следующие основные
языковые приемы комического, использованные в повести «Заповедник». 
		
1. Смешение высокого и низкого (соединение высокой и низкой
лексики; соединение высоких и низких понятий; употребление высокой лексики в
бытовой ситуации; смешение высокой / низкой лексики и высоких / низких
понятий). 
2. Использование прецедентных феноменов. 
3. Использование оценочных слов. 
4. Смешение лексико-семантических вариантов одной лексемы. 
5. Использование перифразов. 
Дальнейший анализ показал, что большинство приемов строится
на противопоставлении высокого и низкого, что дает основание считать тему
высокого-низкого одной из важнейших в повести. Эта тема является частью более
широкой темы — подлинного-неподлинного, что находит свое отражение в
сопоставлении образа А. С. Пушкина (высокое, подлинное) и жизни заповедника
(низкое, неподлинное). Так, работники заповедника используют разговорные,
просторечные слова, однако их высказывания приобретают преднамеренно возвышенную окраску,
если речь идет о Пушкине.
Выделенная тема подлинного-неподлинного помогает интерпретировать
и образ главного героя произведения — выявить вопрос: подлинный он писатель или
только мимикрирует под него? Раскрыть эту тему помогают особенности речевой
характеристики героя.