XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Концепт «семья» в авторских программах Фёклы Толстой «Великие династии» и «Толстые»

Мария Васильевна Дудник
Докладчик
магистрант 1 курса
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского

ауд. 206
2019-04-16
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен одному из активно развивающихся объектов лингвокультурологии — концепту «семья», актуализирующемуся в авторских программах Фёклы Толстой. Важнейшим фактором создания и последующего развития феномена стала трансформация представлений социума о том, как может быть репрезентирован исследуемый концепт в разных сферах общественного сознания. Особое внимание уделяется способам репрезентации концепта, набору структурирующих его концептуальных признаков, актуализации концепта в составе различных концептуальных оппозиций (например, прошлое/настоящее), а также динамическим свойствам.

Тезисы

Исследуемый концепт является одним из базовых для любого национального сообщества, имеет особую значимость как конституирующий элемент большинства социумов, о чем свидетельствует интерес всех гуманитарных наук к проблеме семьи. Одной из сфер, где активно функционирует концепт «семья», является телевидение, которое напрямую отражает все изменения, происходящие в обществе.
Объектом исследования являются лексические единицы, в семантике которых представлено понятие «семья», а также высказывания, вербализующие концепт «семья» и раскрывающие его основные характеристики. Исследование проводится на материале двух авторских программ Фёклы Толстой — «Волконские» из цикла «Великие династии» и «Мария Николаевна Толстая» из цикла «Толстые». В исследуемых программах мы наблюдаем выстраивание Фёклой Толстой собственных концептуальных оппозиций, расширяющих рамки концепта «семья».
Цель работы заключается в выявлении системы средств репрезентации данного концепта, в степени его актуализации в составе разнообразных концептуальных оппозиций, в характере набора концептуальных признаков, которыми он представлен, а также динамики исследуемого феномена.
В ходе проведения исследования мы пришли к следующим выводам: 1) лингвокультурный концепт «семья» трансформируется в многослойный поликонцепт с ярким этнокультурным компонентом, нежесткой структурой, взаимодействующий с другими концептами (дом, очаг, род, династия и др.); 2) концепт представлен разнообразными концептуальными признаками и актуализируется в составе различных концептуальных оппозиций, например: прошлое/настоящее, свой/чужой и др.; 3) любая модель семьи, сложившаяся в разноименных социумах, подвержена влиянию исторических и экономических изменений, а также может воздействовать на политику государства; 4) концептуальные признаки феномена «семья» на примере серии «Волконские» определены прежде всего актуализацией оппозиции семья/династия: Храбрый полководец, чье сердце увековечено на гербе города. Роковая женщина, которая не скрывала своего романа с Императором. Благородный заговорщик, не изменивший своим убеждениям за 40 лет ссылки и автор музыки к знаменитому фильму «Мертвый сезон». Все они члены одной семьи, которая ведет род от самого Рюрика. Их фамилия  синоним русского аристократизма; 5) в серии «Мария Николаевна Толстая» важна концептуальная оппозиция прошлое/настоящее, ярче проявляются концептуальные признаки «большая семья» и «поколения семьи»: Сохранение памяти княжеского рода находится в семейном некрополе Толстых. Там покоятся родители Льва Николаевича, и его брат Дмитрий; тетушки  Татьяна Александровна Ергольская, Пелагея Ильинична Юшкова; Софья Андреевна старшая, жена Льва Николаевича, ее сестра; их маленькие дети, которые умерли младенцами; дедушка, брат и отец.