Концепт «семья» в авторских программах Фёклы Толстой «Великие династии» и «Толстые»
Мария Васильевна Дудник
Докладчик
магистрант 1 курса
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
ауд. 206
2019-04-16
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен одному из активно развивающихся
объектов лингвокультурологии — концепту «семья», актуализирующемуся в
авторских программах Фёклы Толстой. Важнейшим фактором создания и последующего
развития феномена стала трансформация представлений социума о том, как может
быть репрезентирован исследуемый концепт в разных сферах общественного сознания.
Особое внимание уделяется способам репрезентации концепта, набору
структурирующих его концептуальных признаков, актуализации концепта в составе
различных концептуальных оппозиций (например, прошлое/настоящее), а также
динамическим свойствам.
Тезисы
Исследуемый концепт является одним из
базовых для любого национального сообщества, имеет особую значимость как
конституирующий элемент большинства социумов, о чем свидетельствует интерес всех
гуманитарных наук к проблеме семьи. Одной из сфер, где активно функционирует
концепт «семья», является телевидение, которое напрямую отражает все
изменения, происходящие в обществе.
Объектом исследования
являются лексические единицы, в семантике которых представлено понятие
«семья», а также высказывания, вербализующие концепт «семья» и
раскрывающие его основные характеристики. Исследование проводится на материале
двух авторских программ Фёклы Толстой — «Волконские» из цикла «Великие
династии» и «Мария Николаевна Толстая» из цикла «Толстые». В исследуемых программах мы наблюдаем выстраивание
Фёклой Толстой собственных концептуальных оппозиций, расширяющих рамки концепта «семья».
Цель работы заключается в выявлении системы
средств репрезентации данного концепта, в степени его актуализации в составе разнообразных
концептуальных оппозиций, в характере набора концептуальных признаков, которыми
он представлен, а также динамики исследуемого феномена.
В ходе проведения исследования мы пришли
к следующим выводам: 1) лингвокультурный концепт «семья» трансформируется в многослойный поликонцепт с ярким этнокультурным компонентом,
нежесткой структурой, взаимодействующий с другими концептами (дом, очаг, род,
династия и др.); 2) концепт представлен разнообразными
концептуальными признаками и актуализируется в составе различных концептуальных
оппозиций, например: прошлое/настоящее, свой/чужой и др.; 3) любая модель семьи, сложившаяся в
разноименных социумах, подвержена влиянию исторических и экономических
изменений, а также может воздействовать на политику государства; 4) концептуальные признаки феномена «семья» на примере серии «Волконские» определены прежде всего актуализацией оппозиции семья/династия: Храбрый полководец, чье сердце увековечено на гербе
города. Роковая женщина, которая не скрывала своего романа с Императором.
Благородный заговорщик, не изменивший своим убеждениям за 40 лет ссылки и автор
музыки к знаменитому фильму «Мертвый сезон». Все они члены одной семьи, которая ведет род от
самого Рюрика. Их фамилия — синоним русского аристократизма; 5) в серии «Мария Николаевна Толстая» важна
концептуальная оппозиция прошлое/настоящее, ярче проявляются концептуальные
признаки «большая семья» и «поколения семьи»: Сохранение памяти княжеского рода находится в семейном некрополе
Толстых. Там покоятся родители Льва Николаевича, и его брат Дмитрий; тетушки — Татьяна Александровна Ергольская, Пелагея Ильинична Юшкова; Софья Андреевна
старшая, жена Льва Николаевича, ее сестра; их маленькие дети, которые умерли младенцами;
дедушка, брат и отец.