XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Употребление античных и библейских имён в «Слове похвальном о преславной над войсками свейскими победе» Феофана Прокоповича

Артём Евгеньевич Трофимов
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 215-а
2019-04-17
11:20 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируется функционирование мифологических и исторических антропонимов в жанре ораторской речи начала XVIII в. Исследование проводится на материале прозаического панегирика Феофана Прокоповича «Слово похвальное о преславной над войсками свейскими победе» (1709 г.). В результате будет продемонстрирована роль антропонимов как регуляторов категорий исторического и мифологического в ораторской прозе, а также их значение в формировании нового восприятия истории средневековой Руси при Петре I.

Тезисы

Эпоха «готового слова», продолжавшаяся в России вплоть до последней трети XVIII в., характеризуется стремлением русской культуры осознать себя органично вписанной в общеевропейский культурный диалог. Одним из важнейших факторов этого является необходимость усвоения античного культурного наследия. Усвоение античности в рамках древнерусской культуры было опосредованным и фрагментарным, русский XVII в. «легализовал» античность (в польском «изводе») в рамках придворной поэзии, однако её влияние на русскую литературу оставалось не столь значительным.
В результате петровских преобразований, открывших прямой диалог со странами западной Европы, культурный импорт в Россию расширил свои масштабы, что привело к образованию в языке и литературе явления, названного В. М. Живовым «Петровским пулом».
Одним из ярких примеров усвоения античности в раннем XVIII в. является творчество западнорусских монахов-интеллектуалов. В переломную эпоху они оказались на пути выбора: продолжать старую традицию барокко или, под влиянием эпохи, перейти на качественно новый уровень. Наиболее выразительным и плодотворным оказалось творчество одного из ближайших сподвижников Петра I Феофана Прокоповича.
В данном докладе будет проанализировано, как и с какой целью в творчестве избранного автора имена героев античной истории и мифологии чередуются с именами героев Библии, а также деятелей российской истории. В качестве материала был избран прозаический панегирик Феофана Прокоповича «Слово похвальное о преславной над войсками свейскими победе» (1709 г.), посвящённый Полтавской победе, первое из сохранившихся ораторских произведений данного автора и наиболее ярко демонстрирующее это чередование.
В результате будет показано, как употребление антропонимов позволяет автору панегирика использовать два ключа к интерпретации сюжета — реально-исторический и мифологический. Также на примере анализа двух антропонимов будет показана попытка Феофана Прокоповича сформировать новое восприятие истории России — как органично вписанной в европейский исторический процесс и являющейся наследницей одновременно античной и христианской составляющих общеевропейской истории.