Употребление античных и библейских имён в «Слове похвальном о преславной над войсками свейскими победе» Феофана Прокоповича
Артём Евгеньевич Трофимов
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 215-а
2019-04-17
11:20 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируется
функционирование мифологических и
исторических антропонимов в жанре
ораторской речи начала XVIII
в. Исследование проводится
на материале прозаического панегирика
Феофана Прокоповича «Слово похвальное
о преславной над войсками свейскими
победе» (1709 г.). В результате будет
продемонстрирована роль антропонимов
как регуляторов категорий исторического
и мифологического в ораторской прозе,
а также их значение в формировании
нового восприятия истории средневековой
Руси при Петре I.
Тезисы
Эпоха «готового слова», продолжавшаяся
в России вплоть до последней трети XVIII
в., характеризуется
стремлением русской культуры осознать себя органично вписанной в
общеевропейский культурный диалог.
Одним из важнейших факторов этого
является необходимость усвоения
античного культурного наследия. Усвоение
античности в рамках древнерусской
культуры было опосредованным и
фрагментарным, русский XVII
в. «легализовал» античность
(в польском «изводе») в рамках придворной
поэзии, однако её влияние на русскую
литературу оставалось не столь значительным.
В результате петровских преобразований, открывших прямой диалог со странами западной Европы, культурный импорт в Россию расширил свои масштабы, что привело к образованию в языке и литературе явления, названного В. М. Живовым «Петровским пулом».
Одним из ярких примеров усвоения античности в раннем XVIII в. является творчество западнорусских монахов-интеллектуалов. В переломную эпоху они оказались на пути выбора: продолжать старую традицию барокко или, под влиянием эпохи, перейти на качественно новый уровень. Наиболее выразительным и плодотворным оказалось творчество одного из ближайших сподвижников Петра I Феофана Прокоповича.
В данном докладе будет проанализировано, как и с какой целью в творчестве избранного автора имена героев античной истории и мифологии чередуются с именами героев Библии, а также деятелей российской истории. В качестве материала был избран прозаический панегирик Феофана Прокоповича «Слово похвальное о преславной над войсками свейскими победе» (1709 г.), посвящённый Полтавской победе, первое из сохранившихся ораторских произведений данного автора и наиболее ярко демонстрирующее это чередование.
В результате будет показано, как употребление антропонимов позволяет автору панегирика использовать два ключа к интерпретации сюжета — реально-исторический и мифологический. Также на примере анализа двух антропонимов будет показана попытка Феофана Прокоповича сформировать новое восприятие истории России — как органично вписанной в европейский исторический процесс и являющейся наследницей одновременно античной и христианской составляющих общеевропейской истории.
В результате петровских преобразований, открывших прямой диалог со странами западной Европы, культурный импорт в Россию расширил свои масштабы, что привело к образованию в языке и литературе явления, названного В. М. Живовым «Петровским пулом».
Одним из ярких примеров усвоения античности в раннем XVIII в. является творчество западнорусских монахов-интеллектуалов. В переломную эпоху они оказались на пути выбора: продолжать старую традицию барокко или, под влиянием эпохи, перейти на качественно новый уровень. Наиболее выразительным и плодотворным оказалось творчество одного из ближайших сподвижников Петра I Феофана Прокоповича.
В данном докладе будет проанализировано, как и с какой целью в творчестве избранного автора имена героев античной истории и мифологии чередуются с именами героев Библии, а также деятелей российской истории. В качестве материала был избран прозаический панегирик Феофана Прокоповича «Слово похвальное о преславной над войсками свейскими победе» (1709 г.), посвящённый Полтавской победе, первое из сохранившихся ораторских произведений данного автора и наиболее ярко демонстрирующее это чередование.
В результате будет показано, как употребление антропонимов позволяет автору панегирика использовать два ключа к интерпретации сюжета — реально-исторический и мифологический. Также на примере анализа двух антропонимов будет показана попытка Феофана Прокоповича сформировать новое восприятие истории России — как органично вписанной в европейский исторический процесс и являющейся наследницей одновременно античной и христианской составляющих общеевропейской истории.