XLVIII Международная филологическая научная конференция

«Варшавский дневник» Зинаиды Гиппиус

Ольга Валерьевна Розинская
Докладчик
старший научный сотрудник
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

211
2019-03-26
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

Зинаида Гиппиус, автобиографическая проза, дневниковая проза, русская эмиграция, межвоенная Польша.

Тезисы

Творческое наследие З. Н. Гиппиус составляют не только стихи, собранные в поэтические сборники, и художественная проза, но и публицистика, воспоминания и дневники. Блистательная хозяйка литературного салона в Петербурге, жена Дмитрия Мережковского, «декадентская мадонна», замечательная поэтесса оставила яркие страницы биографической и автобиографической прозы — «Живые лица» (1925), «Дмитрий Мережковский» (1951) — в которой нашли отражение наиболее важные события их совместной с Мережковским жизни на фоне разыгравшейся катастрофы, а также литературные портреты ее знаменитых современников. Особое место в автобиографической прозе З. Гиппиус занимают «Петербургские дневники» (1914–1919) и дневниковые записи, сделанные в эмиграции. Меньше года (с февраля по ноябрь 1920 г.) длилось пребывание этой знаменитой четы в Варшаве. Литературная слава Гиппиус-Мережковского намного опередила их приезд в Польшу. Мережковские привлекли внимание польской литературной интеллигенции, оказавшей им теплый прием. «Варшавский дневник» Зинаиды Гиппиус — насыщенный фактами рассказ, способный уже в силу своей достоверности вызвать глубокие переживания. Это субъективно-психологическое повествование, в котором автор стремится осмыслить время и людей, дать этому времени свою оценку. В Варшаве Гиппиус — хроникер, внимательный очевидец происходящих событий. Дневники — это калейдоскоп разных лиц, известных и давно забытых, с которыми встречались супруги: поляки и русские, польская литературная интеллигенция и деятели русской эмиграции. Несмотря на то, что жизнь супругов была достаточно активной (это и сотрудничество с эмигрантской прессой, и выступления с лекциями, и встречи с лидерами русской эмиграции), их не покидало ощущение одиночества, изоляции, «неприкаянности», неверия в успех борьбы с большевизмом. Гиппиус точно, психологически достоверно передает в своих записях эти настроения, пишет о «польском ударе», крушениях надежд, потере близких друзей. В этой жизни, по утверждению З. Гиппиус, мало места остается творчеству, душа поэта мертва, как «убитый ястреб». Пребывание в Польше было недолгой остановкой в их долгом эмигрантском пути.