«Варшавский дневник» Зинаиды Гиппиус
Ольга Валерьевна Розинская
Докладчик
старший научный сотрудник
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
211
2019-03-26
17:20 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
Зинаида Гиппиус, автобиографическая проза, дневниковая проза, русская эмиграция, межвоенная Польша.
Тезисы
Творческое наследие
З. Н. Гиппиус составляют не только стихи, собранные
в поэтические сборники, и художественная проза, но и публицистика,
воспоминания и дневники. Блистательная хозяйка литературного салона
в Петербурге, жена Дмитрия Мережковского, «декадентская мадонна»,
замечательная поэтесса оставила яркие страницы биографической
и автобиографической прозы — «Живые лица» (1925), «Дмитрий Мережковский»
(1951) —
в которой нашли отражение наиболее важные события их совместной
с Мережковским жизни на фоне разыгравшейся катастрофы, а также
литературные портреты ее знаменитых современников.
Особое место
в автобиографической прозе З. Гиппиус занимают «Петербургские дневники»
(1914–1919) и дневниковые записи, сделанные в эмиграции.
Меньше года
(с февраля по ноябрь 1920 г.) длилось пребывание этой знаменитой
четы в Варшаве. Литературная слава Гиппиус-Мережковского намного опередила
их приезд в Польшу. Мережковские привлекли внимание польской
литературной интеллигенции, оказавшей им теплый прием. «Варшавский
дневник» Зинаиды Гиппиус — насыщенный фактами рассказ, способный уже
в силу своей достоверности вызвать глубокие переживания. Это
субъективно-психологическое повествование, в котором автор стремится
осмыслить время и людей, дать этому времени свою оценку. В Варшаве
Гиппиус — хроникер, внимательный очевидец происходящих событий. Дневники — это
калейдоскоп разных лиц, известных и давно забытых, с которыми
встречались супруги: поляки и русские, польская литературная интеллигенция
и деятели русской эмиграции. Несмотря на то, что жизнь супругов была
достаточно активной (это и сотрудничество с эмигрантской прессой,
и выступления с лекциями, и встречи с лидерами русской
эмиграции), их не покидало ощущение одиночества, изоляции,
«неприкаянности», неверия в успех борьбы с большевизмом. Гиппиус
точно, психологически достоверно передает в своих записях эти настроения,
пишет о «польском ударе», крушениях надежд, потере
близких друзей. В этой жизни, по утверждению З. Гиппиус, мало
места остается творчеству, душа поэта мертва, как «убитый ястреб».
Пребывание в Польше
было недолгой остановкой в их долгом эмигрантском пути.