XLVIII Международная филологическая научная конференция

Метафора «Бизнес — растительный мир» в русскоязычном газетном дискурсе

Ирина Николаевна Пучкова
Докладчик
доцент
Московский городской педагогический университет

190
2019-03-21
11:10 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

Когнитивная лингвистика, русский язык, метафорическая модель, фрейм, СМИ.

Тезисы

В процессе взаимодействия с природой человек приобретает знания и опыт, которые проецируются на область абстрактного. Неудивительно, что природа является источником метафорической экспансии в различные сферы человеческой деятельности, в том числе и бизнес. В данном сообщении исследуется метафора «Бизнес — растительный мир» в российском газетном дискурсе. Материалом исследования послужили примеры, отобранные из газетного подкорпуса национального корпуса русского языка [НКРЯ]. В структуре концептуальной метафоры «Бизнес — растительный мир» выявлены фреймы «Фазы развития растения», «Части растения», «Места произрастания растений», «Уход за растениями», «Свойства растений». Фрейм «Фазы развития растения» представлен 37 примерами. В его рамках прослеживается аналогия состояния бизнеса (растет, расцветает, приносит плоды, умирает) с жизнью растительного организма. Метафоры фрейма «Части растения» (9 примеров) реализуются посредством прилагательных разветвленный (имеющий вид, сходный с расходящимися ветвями дерева), процветающий (имеющий цветы, а, значит, здоровый, нормально развивающийся), существительных корни (бизнес уходит корнями…) и плоды (приносит плоды, пожинать плоды), глагола укореняться. Тем самым до читателя доводится идея о том, что бизнес является источником стабильности и благополучия. Фрейм «Места произрастания растений» (6 примеров) представляет бизнес как почву, на которой произрастают культурные растения (на ниве бизнеса, на почве бизнеса). В рамках фрейма «Уход за растениями» (716 примеров) проводится аналогия бизнеса с культурным растением, нуждающемся в подкормке и поливе (вливания в бизнес, денежная подпитка). В процесс метафоризации в рамках фрейма «Свойства растений» (4 контекста) вовлечены прилагательные зрелый, незрелый, глаголы пахнуть, попахивать. Таким образом, рассуждая о бизнесе, журналисты широко используют аналогии с растительным миром с целью воздействия на сознание читателей.

Литература
НКРЯ — Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru.