Метафора «Бизнес — растительный мир» в русскоязычном газетном дискурсе
Ирина Николаевна Пучкова
Докладчик
доцент
Московский городской педагогический университет
Московский городской педагогический университет
190
2019-03-21
11:10 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
Когнитивная лингвистика, русский язык, метафорическая модель, фрейм, СМИ.
Тезисы
В
процессе взаимодействия с природой человек приобретает знания и опыт, которые
проецируются на область абстрактного. Неудивительно,
что природа является источником метафорической экспансии в различные сферы
человеческой деятельности, в том числе и бизнес. В данном сообщении исследуется
метафора «Бизнес — растительный мир» в российском газетном
дискурсе. Материалом исследования послужили примеры, отобранные из газетного
подкорпуса национального корпуса русского языка [НКРЯ]. В структуре
концептуальной метафоры «Бизнес — растительный мир» выявлены
фреймы «Фазы развития растения», «Части растения», «Места произрастания растений»,
«Уход за растениями», «Свойства растений».
Фрейм «Фазы развития растения» представлен 37 примерами. В его рамках прослеживается аналогия состояния
бизнеса (растет, расцветает, приносит
плоды, умирает) с жизнью растительного организма.
Метафоры фрейма «Части растения» (9 примеров)
реализуются посредством прилагательных разветвленный
(имеющий вид, сходный с расходящимися ветвями дерева), процветающий (имеющий цветы, а, значит, здоровый, нормально
развивающийся), существительных корни (бизнес уходит корнями…) и плоды
(приносит плоды, пожинать плоды),
глагола укореняться. Тем самым до
читателя доводится идея о том, что бизнес является источником стабильности и
благополучия.
Фрейм «Места
произрастания растений» (6 примеров) представляет бизнес как почву, на которой
произрастают культурные растения (на ниве
бизнеса, на почве бизнеса).
В рамках фрейма «Уход за
растениями» (716 примеров) проводится аналогия бизнеса с культурным растением,
нуждающемся в подкормке и поливе (вливания
в бизнес, денежная подпитка).
В процесс метафоризации в
рамках фрейма «Свойства растений» (4 контекста) вовлечены прилагательные зрелый, незрелый, глаголы пахнуть, попахивать.
Таким образом, рассуждая
о бизнесе, журналисты широко используют аналогии с растительным миром с целью
воздействия на сознание читателей.
Литература
НКРЯ — Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru.
Литература
НКРЯ — Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru.