XLVIII Международная филологическая научная конференция

К вопросу об этапах развития семантики заимствованных морфем-интенсификаторов

Евгения Владимировна Скачкова
Докладчик
преподаватель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

195
2019-03-23
14:00 - 14:25

Ключевые слова, аннотация

Морфема, интенсификатор, словообразовательная модель, современный русский язык, заимствованные форманты, словообразование.

Тезисы

Доклад посвящен анализу развития семантики словообразовательных единиц-интенсификаторов. В современной компьютерно опосредованной разговорной речи существует высокопродуктивный класс заимствованных морфем, основным значением которых является высокая степень проявления признака. Динамика развития формантов с подобной семантикой в русском языке, как правило, включает следующие этапы: 1) префикс используется в составе заимствованной терминологической или специализированной лексики и, скорее всего, не опознается носителями языка как структурный компонент слова (для единицы супер-, согласно данным НКРЯ: суперфлуа, суперстициальный, супервест, супернатурализм, суперарбитр); 2) активизируется словообразовательная модель «интенсификатор + имя существительное», где префикс имеет значение либо высокой степени проявления качества, свойства или признака, названного мотивирующим именем существительным (супер-модерн, супер-Дон-Кихот), либо высокой степени проявления параметрического показателя (супер-бомба); 3) активизируется словообразовательная модель «интенсификатор + имя прилагательное» (супеэрэлитный, суперсовременный, супервместимый, суперидейный). Кроме того, процесс адаптации ряда заимствованных формантов к русской
словообразовательной системе приводит к тому, что у них может развиваться значение субъективной оценки того, что названо производящей основой (суперфильм, суперчемодан
). Это позволяет нам поставить вопрос о существовании омонимичных словообразовательных единиц с подобным значением. В докладе будет представлено обоснование такого подхода.