К вопросу об этапах развития семантики заимствованных морфем-интенсификаторов
Евгения Владимировна Скачкова
Докладчик
преподаватель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
195
2019-03-23
14:00 -
14:25
Ключевые слова, аннотация
Морфема, интенсификатор, словообразовательная модель, современный русский язык, заимствованные форманты, словообразование.
Тезисы
Доклад
посвящен анализу развития семантики словообразовательных единиц-интенсификаторов.
В современной компьютерно опосредованной разговорной речи существует
высокопродуктивный класс заимствованных морфем, основным значением которых
является высокая степень проявления признака. Динамика развития формантов с
подобной семантикой в русском языке, как правило, включает следующие этапы: 1) префикс используется в
составе заимствованной терминологической или специализированной лексики и,
скорее всего, не опознается носителями языка как структурный компонент слова (для
единицы супер-, согласно данным НКРЯ:
суперфлуа, суперстициальный, супервест,
супернатурализм, суперарбитр);
2) активизируется словообразовательная модель «интенсификатор + имя
существительное», где префикс имеет значение либо высокой степени проявления
качества, свойства или признака, названного мотивирующим именем существительным
(супер-модерн, супер-Дон-Кихот), либо
высокой степени проявления параметрического показателя (супер-бомба); 3) активизируется словообразовательная модель
«интенсификатор + имя прилагательное» (супеэрэлитный,
суперсовременный, супервместимый, суперидейный). Кроме того, процесс
адаптации ряда заимствованных формантов к русской словообразовательной системе
приводит к тому, что у них может развиваться значение субъективной оценки того,
что названо производящей основой (суперфильм,
суперчемодан). Это позволяет нам
поставить вопрос о существовании омонимичных словообразовательных единиц с
подобным значением. В докладе будет представлено обоснование такого подхода.