XLVIII Международная филологическая научная конференция

Греческое βαπτισμός в Новом Завете

Anatoliy Alekseevich Alekseev
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

кафедра библеистики
2019-03-19
16:20 - 16:50

Ключевые слова, аннотация

Βαπτισμός, омовение, крещение, ритуал, таинство.

Тезисы

Проблема заключается в том, что одним и тем же термином обозначаются два сакраментальных действия — омовение водою Иоанна Предтечи, и «омовение» Св. Духом, которое является действенным, с точки зрения Иисуса Христа. При этом сам Иисус не совершает ни того, ни другого, единственное упоминание об этом в Ин 3.22 дезавуируется в Ин 4.2. Все упоминания воды с ожидаемым сакральным результатом ее употребления в Евангелии от Иоанна не подтверждают ожидания (Ин 2.6–10, 5.8, 9.6–7, 13.5, 9). Предлагаемое вместо воды участие св. Духа в омовении (Ин 3.5–8) не реализуется в присутствии Иисуса, но оставляется им в наследие (Ин 20.21, Деян 2.4), когда Дух играет роль Утешителя (ходатая). Таким образом, слово βαπτισμός употребляется метафорически, когда речь идет о той реальности, которая является подлинной для Иисуса (Ин 1.11–14). Лишенная ритуала, формула Иисуса легко отождествляется с ритуальной формой Иоанна Предтечи. Введение символа веры в обряд крещения поднимает его сакраментальный уровень, но крещение младенцев с VIII в. становится общей практикой. Таким образом, следует обращать внимание на двузначность термина βαπτισμός; это касается и его перевода на разные языки, в том числе слав. крещение, которое восходит к имени Иисуса Христа.