Греческое βαπτισμός в Новом Завете
Анатолий Алексеевич Алексеев
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
кафедра библеистики
2019-03-19
16:20 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
Βαπτισμός, омовение, крещение, ритуал,
таинство.
Тезисы
Проблема заключается в том, что одним и тем же термином
обозначаются два сакраментальных действия — омовение водою Иоанна Предтечи, и
«омовение» Св. Духом, которое является действенным, с точки зрения Иисуса
Христа. При этом сам Иисус не совершает ни того, ни другого, единственное
упоминание об этом в Ин 3.22 дезавуируется в Ин 4.2. Все упоминания воды с
ожидаемым сакральным результатом ее употребления в Евангелии от Иоанна не
подтверждают ожидания (Ин 2.6–10, 5.8, 9.6–7, 13.5, 9). Предлагаемое вместо
воды участие св. Духа в омовении (Ин 3.5–8) не реализуется в присутствии
Иисуса, но оставляется им в наследие (Ин 20.21, Деян 2.4), когда Дух играет
роль Утешителя (ходатая).
Таким образом, слово βαπτισμός употребляется
метафорически, когда речь идет о той реальности, которая является подлинной для
Иисуса (Ин 1.11–14). Лишенная ритуала, формула Иисуса легко отождествляется с ритуальной
формой Иоанна Предтечи. Введение символа веры в обряд крещения поднимает его сакраментальный
уровень, но крещение младенцев с VIII в. становится общей
практикой. Таким образом, следует обращать внимание на двузначность термина βαπτισμός;
это касается и его перевода на разные языки, в том числе слав. крещение,
которое восходит к имени Иисуса Христа.