Проблема оценки результатов тестирования по русскому языку как иностранному на уровнях А1–В1 с точки зрения соответствия фонетико-интонационным нормам
Мария Владимировна Фокина
Докладчик
преподаватель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
У-2
2019-03-20
18:50 -
19:10
Ключевые слова, аннотация
Лингводидактическое тестирование, русский язык
как иностранный, говорение, фонологические ошибки, критерии оценки теста.
Тезисы
Как известно, обработка результатов
выполнения заданий со свободно конструируемым ответом представляет определенную
сложность и не может быть полностью свободна от расхождений в оценке разными экзаменаторами. Это в
полной мере относится к оценке результатов субтеста Говорение теста по русскому
языку как иностранному системы ТРКИ. Одним из источников разночтений может
стать оценка высказывания на уровнях ТЭУ, ТБУ и ТРКИ‑1 с точки зрения его
соответствия фонетико-интонационным нормам. При наличии грубых нарушений
фонетико-интонационных норм на нефонематическом уровне тестируемый может
потерять вплоть до 5% от общей суммы баллов за субтест. Однако суть данного
критерия до сих пор описана в литературе, посвященной тестированию ТРКИ, весьма
неопределенно.
В практической фонетике РКИ распространено
деление отклонений на фонологические и нефонологические [Брызгунова]. На первый
взгляд эта классификация соотносится с делением ошибок на коммуникативно
значимые и коммуникативно незначимые. При этом фонологические ошибки фиксируются
при оценке высказывания тестируемого как коммуникативно значимые, а
нефонологические обычно вообще не влияют на оценку. В таком случае возникает
вопрос, какие нарушения считать грубыми,
но не затрагивающими смысла высказывания. Более того, не определено допустимое количество
и тип подобных нарушений. Наконец, в некоторых случаях фонологические ошибки
(т. е. нарушения на фонематическом уровне) с трудом можно отнести к
коммуникативно значимым ошибкам.
Таким образом, вопрос оценки высказывания
тестируемого с точки зрения соответствия фонетико-интонационным нормам
представляется нам дискуссионным и нуждающимся в дополнительной разработке.
Литература
Брызгунова Е. А. Практическая фонетика и интонация русского языка. М.:
Издательство Московского университета, 1963. 306 с.