Темноволосая красавица против белокурой: пути модификации образа красавицы в итальянской лирической поэзии XVI в.
Татьяна Викторовна Якушкина
Докладчик
профессор
Российский государственный гидрометеорологический университет
Российский государственный гидрометеорологический университет
25
2019-03-26
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Образ Лауры, «Книга песен» Петрарки, канон красоты, портрет красавицы, итальянская лирика XVI в., образ темноволосой красавицы.
Тезисы
«Книга песен» Петрарки надолго закрепила
принципы в описании образа красавицы в высокой лирической традиции. Его
неизменными признаками стали описание внешних и внутренних качеств по «модели
Лауры», которые были лишены конкретизации и имели либо метафорическое, либо
символическое значение.
Первые попытки нарушения канона обнаруживаются в бурлескной и народной поэзии начала века. Первая в лице Берни пошла по пути явного снижения и пародирования образа Лауры. Вторая обыгрывала традиционные составляющие канона, создавая образ темноволосой пастушки, соотносимый с образом крестьянки.
Движение высокой поэзии к образу темноволосой красавицы включало несколько «промежуточных» этапов:
Первые попытки нарушения канона обнаруживаются в бурлескной и народной поэзии начала века. Первая в лице Берни пошла по пути явного снижения и пародирования образа Лауры. Вторая обыгрывала традиционные составляющие канона, создавая образ темноволосой пастушки, соотносимый с образом крестьянки.
Движение высокой поэзии к образу темноволосой красавицы включало несколько «промежуточных» этапов:
- расширение состава и изменение смысла традиционных лирических ситуаций; появление бытовых деталей, переводивших образ красавицы из природно-идиллического окружения в светско-придворный интерьер;
- описание платья красавицы, в котором намечалась возможность ухода от средневековой символики цвета к описанию его декора;
- появление новых тем: болезни и мотива обрезанных волос (Ариосто), старости и седеющих волос (Бембо);
- появление у женских образов не только голоса, но и слова, построенного по принципу драматической реплики (Бембо, Микеланджело).