XLVIII Международная филологическая научная конференция

Темноволосая красавица против белокурой: пути модификации образа красавицы в итальянской лирической поэзии XVI в.

Татьяна Викторовна Якушкина
Докладчик
профессор
Российский государственный гидрометеорологический университет

25
2019-03-26
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Образ Лауры, «Книга песен» Петрарки, канон красоты, портрет красавицы, итальянская лирика XVI в., образ темноволосой красавицы.

Тезисы

«Книга песен» Петрарки надолго закрепила принципы в описании образа красавицы в высокой лирической традиции. Его неизменными признаками стали описание внешних и внутренних качеств по «модели Лауры», которые были лишены конкретизации и имели либо метафорическое, либо символическое значение.
Первые попытки нарушения канона обнаруживаются в бурлескной и народной поэзии начала века. Первая в лице Берни пошла по пути явного снижения и пародирования образа Лауры. Вторая обыгрывала традиционные составляющие канона, создавая образ темноволосой пастушки, соотносимый с образом крестьянки.
Движение высокой поэзии к образу темноволосой красавицы включало несколько «промежуточных» этапов:
  • расширение состава и изменение смысла традиционных лирических ситуаций; появление бытовых деталей, переводивших образ красавицы из природно-идиллического окружения в  светско-придворный интерьер;
  • описание платья красавицы, в котором намечалась возможность ухода от средневековой символики цвета к описанию его декора;
  • появление новых тем: болезни и мотива обрезанных волос (Ариосто), старости и седеющих волос (Бембо);
  • появление у женских образов не только голоса, но и слова, построенного по принципу драматической реплики (Бембо, Микеланджело).
Логическим завершением этого пути стала разработка образов темноволосой красавицы в любовных стихах Тассо, Маньо, Марино. Смена цветового признака одной детали приводила к существенным трансформациям во всей структуре образа, который лишался своей платонической и христианской возвышенности и обретал чисто барочные черты как любовь к странному и экзотичному.