От героя к антигерою: две модели патриотизма в драматургии Ф. Миттерера 2000-х гг.
Татьяна Анатольевна Федяева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
201
2019-03-25
16:10 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Герой, антигерой, марионетка, историческая драма, патриотизм, национализм.
Тезисы
Проблема героя и
антигероя, заявленная в заглавии и имеющая как теоретическое, так и
литературно-историческое измерения, рассматривается в докладе в этих
аспектах на материале исторических пьес известного современного австрийского
драматурга Феликса Миттерера (род. в 1948 г.).
В творчестве Миттерера жанр
исторической драмы — один из ведущих. В контексте «антиавстрийского» дискурса в
творчестве большинства известных австрийских писателей — П. Хандке, Т.
Бернхарда, Э. Елинек драматургия Ф. Миттерера занимает особое место, так в
трактовке австрийских тем и австрийского менталитета он не делает акцент на
критике Австрии. В освоении
исторического материала Феликс Миттерер развивает традиции тирольских
драматургов Ф. Краневиттера и К. Шенгерра,
которые на рубеже ХIХ–ХХ
вв. в своих пьесах поднимали серьезные темы, связанные с патриотической и религиозно-нравственной проблематикой. В своих драмах о народных героях
Тироля — пьесе «Гайсмайер» (2001) и «1809 — мой лучший год» (2009), киносценарии
«Андреас Хофер» (2001) он создает образы народных
национальных героев, настоящих патриотов своей страны — Андреаса Хофера и
Метцгера Клауса, активно участвовавших в 1805–1809 гг. в крестьянских
восстаниях против наполеоновских войск, являют собой образцы жертвенного
служения своей родине.
Актуальность
обращения к теме патриотизма и самому анализу этого понятия, вмещающего сегодня
коннотации, абсолютно противоположные его классическому пониманию, объясняется
всплеском национализма в Австрии на рубеже двух тысячелетий. В драме «Патриот»
(2008) драматург исследует модель ультраправого патриотизма националистического
толка. Драматург видит в национализме одну из главных причин возрождения
фашизма сегодня, так как истолкованный как идеология стада и массового
единства, как жажда господства над другими народами и презрение к другим нациям
и культурам, он отрицал положительный смысл, который несла идея нации, а именно
идею служения своему отечеству. Выстраивая две модели патриотизма и противопоставляя
подлинных героев — патриотов антигероям — фанатикам идеи неверно понятого
патриотизма, писатель указывает на проблемы более общего порядка —
мировоззренческий кризис в обществе потребления, потерю у значительной части
населения нравственных ориентиров. Драматург считает, что в результате реанимации
расовых идей в Европе вновь возникли предпосылки фашизации общества. Одна из тем
доклада — трансформация геройного начала в двух типах образов от этически полноценного
героя к негерою — персонажу-марионетке, носителю
антигуманных ценностей.