XLVIII Международная филологическая научная конференция

От героя к антигерою: две модели патриотизма в драматургии Ф. Миттерера 2000-х гг.

Татьяна Анатольевна Федяева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный аграрный университет

201
2019-03-25
16:10 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Герой, антигерой, марионетка, историческая драма, патриотизм, национализм.

Тезисы

Проблема героя и антигероя, заявленная в заглавии и имеющая как теоретическое, так и литературно-историческое измерения, рассматривается в докладе в этих аспектах на материале исторических пьес известного современного австрийского драматурга Феликса Миттерера (род. в 1948 г.). В творчестве Миттерера жанр исторической драмы — один из ведущих. В контексте «антиавстрийского» дискурса в творчестве большинства известных австрийских писателей — П. Хандке, Т. Бернхарда, Э. Елинек драматургия Ф. Миттерера занимает особое место, так в трактовке австрийских тем и австрийского менталитета он не делает акцент на критике Австрии. В освоении исторического материала Феликс Миттерер развивает традиции тирольских драматургов Ф. Краневиттера и К. Шенгерра, которые на рубеже ХIХ–ХХ вв. в своих пьесах поднимали серьезные темы, связанные с патриотической  и религиозно-нравственной проблематикой. В своих драмах о народных героях Тироля — пьесе «Гайсмайер» (2001) и «1809 — мой лучший год» (2009), киносценарии «Андреас Хофер» (2001) он создает образы народных национальных героев, настоящих патриотов своей страны — Андреаса Хофера и Метцгера Клауса, активно участвовавших в 1805–1809 гг. в крестьянских восстаниях против наполеоновских войск, являют собой образцы жертвенного служения своей родине. Актуальность обращения к теме патриотизма и самому анализу этого понятия, вмещающего сегодня коннотации, абсолютно противоположные его классическому пониманию, объясняется всплеском национализма в Австрии на рубеже двух тысячелетий. В драме «Патриот» (2008) драматург исследует модель ультраправого патриотизма националистического толка. Драматург видит в национализме одну из главных причин возрождения фашизма сегодня, так как истолкованный как идеология стада и массового единства, как жажда господства над другими народами и презрение к другим нациям и культурам, он отрицал положительный смысл, который несла идея нации, а именно идею служения своему отечеству. Выстраивая две модели патриотизма и противопоставляя подлинных героев — патриотов антигероям — фанатикам идеи неверно понятого патриотизма, писатель указывает на проблемы более общего порядка — мировоззренческий кризис в обществе потребления, потерю у значительной части населения нравственных ориентиров. Драматург считает, что в результате реанимации расовых идей в Европе вновь возникли предпосылки фашизации общества. Одна из тем доклада — трансформация геройного начала в двух типах образов от этически полноценного героя к негерою — персонажу-марионетке, носителю антигуманных ценностей.