«Учительский хоррор» в отечественном кино как отражение нового восприятия времени в трансформирующейся культуре
Светлана Николаевна Еланская
Докладчик
доцент
Тверской государственный университет
Тверской государственный университет
129
2019-03-22
11:40 -
12:10
Ключевые слова, аннотация
Темпоральность, хоррор, Готическая эстетика, Хапаева, ценности, Хичкок.
Тезисы
Включение «хоррора» в культурологическую проблематику предполагает
определенные сдвиги в общественной ситуации. «Эстетика кошмара» в нашей стране актуализируется
в переломную эпоху, в условиях трансформирующегося общества, когда
запрашиваются конкретные образцы массовой культуры.
Годы Перестройки и 90-е гг. в этом отношении очень
показательны. Тогда обнаруживаются признаки явления, зафиксированного Д. Хапаевой
как кризис темпоральности. Новое восприятие времени обусловило успешное
внедрение кошмара в культуру, сказавшись на позднем советском и раннем
постсоветском кино.
Сложились социокультурные предпосылки, связанные с потрясением
ценностных устоев. В постсоветской России непроработанное прошлое способствовало
возрождению Готической эстетики. Обнаруживая специфику жанра, отечественный кинематограф
выводит неожиданного героя — учителя как носителя прежних ценностей, но в новом для
себя качестве, погружающегося в пространство ужаса. Отсюда и двойственное
условное обозначение — «учительский хоррор». Представляется любопытным обратиться к фильмам «Дорогая
Елена Сергеевна» (1988) Э. Рязанова и «Змеиный источник» (1997) Н. Лебедева, в
каждом из которых героини — учительницы.
«Дорогая Елена Сергеевна» произвела в своё время
общественный резонанс, став поворотным этапом в творчестве известного
комедиографа. Рязанов диагностировал ситуацию, когда сама реальность
конструирует «ужас». Линия развития «хоррора»
представляет собой апокалиптический кошмар разлагающегося общества с рушащейся
системой ценностей. В драме ярко отразился
процесс распада морального консенсуса, закрепленного непроработанным прошлым.
Источником кошмара в фильме, задуманном режиссером как рассказ о крахе поколения, является разрыв
между высокопарными словами и жизнью. Страшная ночь в собственной квартире раскрывает
Елене Сергеевне глаза на бессмысленность ее работы: педагогический результат
оказался кошмарной противоположностью ее благим намерениям.
Казалось бы, в другом направлении двигался первый постсоветский
триллер «Змеиный источник». Классический «фильм ужасов» в том смысле, который
придавал этому жанру А. Хичкок, его поклонник Лебедев решил таким образом, что локус
кошмара не выпускает. В провинциальном городке, где эпицентром ужаса выступает замкнутое
пространство школы, практически отсутствуют приметы времени. Причудливый
характер учительских практик в фильме до сих пор заставляет зрителя гадать, кто
же маньяк. С точки зрения «саспенса» этот
триллер остаётся непревзойденным образцом жанра и во многом его пионером в
постсоветском кинематографе. «Учительский хоррор» обнаруживает, таким образом,
все приметы кризиса темпоральности.