XLVIII Международная филологическая научная конференция

Речи Демосфена как источник для изучения асебии (религиозного нечестия) в Афинах IV в. до н. э.

Елена Валентиновна Никитюк
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

176
2019-03-21
15:50 - 16:15

Ключевые слова, аннотация

Демосфен, Афины IV в. до н. э., религиозное законодательство, религиозное нечестие, асебия, закон «О празднике».

Тезисы

В речах Демосфена содержится много конкретных деталей и ссылок на судебные дела, которые дают возможность более полно раскрыть содержание понятия «асебия» (религиозное нечестие), понять, какие именно действия в отношении культа, имущества храма (см., например — XXIV, 121, 129), установленным церемониям, квалифицировались как нечестивые, а также как определялся способ возбуждения судебного иска (арест, письменное заявление, расследование Эвмолпидов, суд архонта-басилевса — XXII, 27; LIX, 80, 109) и вид наказания нечестивца (XXII, 28; XXIV, 7). Наибольшее значение для изучения асебии имеют две речи Демосфена. Речь «Против Неэры» (LIX) была написана для процесса по обвинению в незаконном присвоении гражданских прав чужестранкой и гетерой Неэрой. Ее вину усугубляло то обстоятельство, что ее дочь Фано, также не имевшая афинского гражданства, была выдана замуж за архонта-басилевса и в качестве басилинны исполняла религиозные обряды от лица государства. В связи с этим Демосфен рассматривает принципы религиозного благочестия (LIX, 75), обязанности жрецов и жриц (LIX, 73, 78, 116–117) и сферу применения религиозных установлений (обязательных для всех граждан полиса, имевших отношение только к определенному культу или исполняемых исключительно жрецами конкретного храма — например, храма Диониса в Лимнах (LIX, 76)). В речи «Против Мидия о пощечине» (XXI) Демосфен подробно описывает обстоятельства нанесения ему оскорбления Мидием во время исполнения оратором хорегии. Демосфен анализирует суть закона «О празднике», сравнивает его с законами «О Дионисиях» (ХХI, 35, 178–180) и «О мистериях» (ХХI, 175), цитирует отдельные пункты оригинального текста закона «О Дионисиях» (ХХI, 10), детально разбирает, в каких случаях возможно было выдвижение обвинения по одной из трех статей — graphe asebeias, adikein peri ten heorten, graphe hybreios, и чем определялся тип процесса (религиозный или гражданский — XXI, 8, 27–28; ср. XXII, 28). В итоге можно сделать вывод о том, что представленные в речах Демосфена судебные прецеденты подтверждают высокую степень разработанности афинского религиозного законодательства к IV в. до н. э. и, в том числе graphe asebeias, предоставлявшей юридическое основание для преследования любых проступков в этой сфере.