Речи Демосфена как источник для изучения асебии (религиозного нечестия) в Афинах IV в. до н. э.
Елена Валентиновна Никитюк
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
176
2019-03-21
15:50 -
16:15
Ключевые слова, аннотация
Демосфен,
Афины IV в. до н. э., религиозное законодательство,
религиозное нечестие, асебия, закон «О празднике».
Тезисы
В речах
Демосфена содержится много конкретных деталей и ссылок на судебные дела,
которые дают возможность более полно раскрыть содержание понятия «асебия»
(религиозное нечестие), понять, какие именно действия в отношении культа,
имущества храма (см., например — XXIV, 121, 129), установленным
церемониям, квалифицировались как нечестивые, а также как определялся способ
возбуждения судебного иска (арест, письменное заявление, расследование
Эвмолпидов, суд архонта-басилевса — XXII, 27; LIX, 80, 109)
и вид наказания нечестивца (XXII, 28; XXIV, 7). Наибольшее значение для изучения асебии имеют две речи Демосфена. Речь
«Против Неэры» (LIX) была написана для процесса по обвинению в
незаконном присвоении гражданских прав чужестранкой и гетерой Неэрой. Ее вину усугубляло
то обстоятельство, что ее дочь Фано, также не имевшая афинского гражданства,
была выдана замуж за архонта-басилевса и в качестве басилинны исполняла
религиозные обряды от лица государства. В связи с этим Демосфен рассматривает принципы
религиозного благочестия (LIX, 75), обязанности жрецов и
жриц (LIX, 73, 78, 116–117) и сферу применения религиозных
установлений (обязательных для всех граждан полиса, имевших отношение только к
определенному культу или исполняемых исключительно жрецами конкретного храма — например,
храма Диониса в Лимнах (LIX, 76)). В речи «Против Мидия о пощечине» (XXI) Демосфен
подробно описывает обстоятельства нанесения ему оскорбления Мидием во время
исполнения оратором хорегии. Демосфен анализирует суть закона «О празднике», сравнивает
его с законами «О Дионисиях» (ХХI, 35, 178–180) и «О мистериях» (ХХI, 175),
цитирует отдельные пункты оригинального текста закона «О Дионисиях» (ХХI, 10), детально
разбирает, в каких случаях возможно было выдвижение обвинения по одной из трех
статей — graphe asebeias, adikein peri ten heorten, graphe hybreios, и чем
определялся тип процесса (религиозный или гражданский — XXI, 8, 27–28;
ср. XXII, 28). В итоге можно сделать вывод о том, что
представленные в речах Демосфена судебные прецеденты подтверждают высокую
степень разработанности афинского религиозного законодательства к IV в. до н. э. и, в том числе graphe asebeias, предоставлявшей юридическое основание для
преследования любых проступков в этой сфере.