XLVIII Международная филологическая научная конференция

Ценностный аспект языка басен

Елизавета Георгиевна Хомякова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

215-А
2019-03-27
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Басня, ценностный концепт, аллегория, оценочно-эмоциональная деятельность, лингвокогнитивная парадигма.

Тезисы

История появления басен имеет давнюю историю. Создателем басен считается древнегреческий поэт Эзоп, живший в VI в. до н. э. Впоследствии тексты подвергались обработке и на их основе писатели, используя античный сюжет, создавали новые басни, в которых описывали происходящее в мире. Одной из особенностей басен считается аллегория, предназначение которой состояло в том, чтобы через условные образы показывать и порицать определенные социальные явления, а также наставлять читателя. Мораль, сформулированная в конце текста басни, заключает основную мысль, обращенную к читателю. В своей работе мы исходим из предположения, что басни относятся к жанру, который в наибольшей степени, наряду в другими фольклорными произведениями (сказками, эпическими текстами) способствует созданию определенной ценностной картины мира в сознании читателя, что особенно важно, если таким читателем выступает ребенок. Так, например, в басне The Ant and the Grasshopper аллегорически приветствуется тема труда, т. е. в тексте формулируются преференциальные характеристики ценностного концепта LABOUR. В рамках проведенного анализа речь идет (1) об имплицитных путях формирования концепта в тексте басни и его экспликации в авторской формулировке ее морали, т. е. читатель самостоятельно приходит к выделению ценностного концепта басни; (2) о роли аллегорических образов басни в создании концепта; (3) о стратегиях и тактиках, которые используются для воздействия на читателя с целью манипулирования его мнением и решением о ценностном концепте на основе его оценочно-эмоционально деятельности в процессе восприятия текста басни. Предлагаемый подход представляется достаточно актуальным в свете развития современной лингвокогнитивной парадигмы и отличающимся новизной, поскольку вопросам  формирования ценностных концептов уделяется, на наш взгляд, недостаточное внимание по сравнению с многочисленными исследованиями, в которых изучаются вопросы их типологии и функционирования.