Ценностный аспект языка басен
Елизавета Георгиевна Хомякова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215-А
2019-03-27
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Басня, ценностный концепт, аллегория, оценочно-эмоциональная деятельность, лингвокогнитивная парадигма.
Тезисы
История появления басен имеет давнюю историю. Создателем басен считается древнегреческий поэт Эзоп, живший в VI в. до н. э. Впоследствии тексты
подвергались обработке и на их основе
писатели, используя античный сюжет, создавали новые басни, в которых описывали
происходящее в мире. Одной из особенностей басен считается аллегория,
предназначение которой состояло в том, чтобы через условные образы показывать и порицать определенные социальные явления, а
также наставлять читателя. Мораль, сформулированная в конце текста басни, заключает основную
мысль, обращенную к читателю.
В своей работе мы исходим из предположения, что басни относятся к жанру,
который в наибольшей степени, наряду в другими фольклорными произведениями
(сказками, эпическими текстами) способствует созданию определенной ценностной
картины мира в сознании читателя, что особенно важно, если таким читателем
выступает ребенок. Так, например, в басне
The Ant and the Grasshopper аллегорически
приветствуется тема труда, т. е. в тексте формулируются преференциальные
характеристики ценностного концепта LABOUR. В
рамках проведенного анализа речь идет (1)
об имплицитных путях формирования концепта в тексте басни и его экспликации в авторской формулировке ее морали, т. е. читатель самостоятельно приходит к выделению ценностного концепта басни;
(2) о роли аллегорических образов басни в создании концепта; (3) о стратегиях и
тактиках, которые используются для воздействия на читателя с целью
манипулирования его мнением и решением о ценностном концепте на основе его оценочно-эмоционально деятельности в
процессе восприятия текста басни.
Предлагаемый
подход представляется достаточно актуальным в свете развития современной
лингвокогнитивной парадигмы и отличающимся новизной, поскольку вопросам формирования ценностных концептов уделяется,
на наш взгляд, недостаточное внимание по
сравнению с многочисленными
исследованиями, в которых изучаются вопросы их типологии и функционирования.