XLVIII Международная филологическая научная конференция

От прототипа к архетипу: исторические реалии и художественные образы в романе Виктора Сержа «Завоеванный город»

Юлия Викторовна Гусева
Докладчик
научный сотрудник
Научно-издательский центр "Ладомир" (Москва)

241
2019-03-22
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

Виктор Серж, роман, модернизм, типическое и архетипическое.

Тезисы

Роман русско-французского  писателя Виктора Сержа (В. Л. Кибальчича) «Завоеванный город», написанный в 1930 г. и впервые опубликованный на русском языке в 2002 г., посвящен драматическому моменту Гражданской войны в России — обороне Петрограда в 1919 г. Поскольку роман написан на основе реальных событий, свидетелем которых был автор, представляет интерес выявление исторических прототипов героев книги, а также архетипических образов, характерных для литературы о революционной эпохе, русской и французской культуры. Рассмотрение этого аспекта позволяет лучше понять цели и задачи, которыми руководствовался автор, использование им своеобразного литературного метода, сближающего произведения Сержа с литературой модернизма с такими ее особенностями, как отсутствие единой сюжетной линии, фрагментарность, мозаичность художественного полотна, что позволяет создать широкую и яркую картину Северной Коммуны. Роман Сержа анализируется в контексте развития русской и мировой литературы в эпоху 1920–1930-х гг., в сравнении с такими явлениями того времени, как литература факта. Хотя «Завоеванный город» нельзя отнести к жанру документальной прозы, изучение такого рода произведений в сопоставлении с историческими реалиями, которые они отражают, позволяет понять диалектическое взаимодействие художественной правды и правды факта.