От прототипа к архетипу: исторические реалии и художественные образы в романе Виктора Сержа «Завоеванный город»
Юлия Викторовна Гусева
Докладчик
научный сотрудник
Научно-издательский центр "Ладомир" (Москва)
Научно-издательский центр "Ладомир" (Москва)
241
2019-03-22
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
Виктор Серж, роман, модернизм, типическое и архетипическое.
Тезисы
Роман русско-французского писателя Виктора
Сержа (В. Л. Кибальчича) «Завоеванный город», написанный в 1930 г. и
впервые опубликованный на русском языке в 2002 г., посвящен драматическому
моменту Гражданской войны в России — обороне Петрограда в 1919 г. Поскольку
роман написан на основе реальных событий, свидетелем которых был автор,
представляет интерес выявление исторических прототипов героев книги, а также
архетипических образов, характерных для литературы о революционной эпохе,
русской и французской культуры. Рассмотрение этого аспекта позволяет лучше
понять цели и задачи, которыми руководствовался автор, использование им
своеобразного литературного метода, сближающего произведения Сержа с
литературой модернизма с такими ее особенностями, как отсутствие единой
сюжетной линии, фрагментарность, мозаичность художественного полотна, что
позволяет создать широкую и яркую картину Северной Коммуны. Роман Сержа
анализируется в контексте развития русской и мировой литературы в эпоху
1920–1930-х гг., в сравнении с такими явлениями того времени, как литература
факта. Хотя «Завоеванный город» нельзя отнести к жанру
документальной прозы, изучение такого рода произведений в сопоставлении с
историческими реалиями, которые они отражают, позволяет понять диалектическое взаимодействие
художественной правды и правды факта.